ЛЮБОВЬ В СВЯТОМ ФРАНЦИСКЕ
Главная характеристика и черта святого Франциска - это любовь. И способ любить, который выбирает Франциск - это конкретность и самоотречение; его любовь воплощается в деятельности и бедности. Как Иисус Христос, который любит всех нас и обещает в этой жизни только только Свой крест и Свой мир, так и святой Франциск любит Христа уникальной любовью. И поскольку любовь для такого человека, как он, - источник действия, он тут же спрашивает: "Что я должен делать?", а так как Евангелие отвечает: "Кто любит меня, пусть следует Моим указаниям", - он не обращается к какому-нибудь духовному учителю, не думает пойти в монастырь, а когда не знает, как поступать, открывает Евангелие, и любой прочитанный там совет исполняет буквально, как будто он написан для него одного.
Всем легко понять святого Франциска в его любви к творениям; но чтобы понять её глубину и силу её слова и дела, нужно вникнуть в её основу - любовь к Богу. Это любовь, которая которая расплавляет его, делает его настолько внимательным, что он может постичь путь Святого Духа и быть бесконечно благодарным за каждый Его дар, смиренным беспредельным смирением, которое укрепляется той любовью, которая не требует ничего, кроме как раствориться в том, кого любишь.
Смирение не отнимает у него ни уверенности в том, что он возлюбленный у Бога, ни божественной радости этой любви, но поселяет в его душе страх потерять все это из-за собственной греховности.
ЖИТЬ ПО СВЯТОМУ ЕВАНГЕЛИЮ
Устав и жизнь Братьев Меньших таковы: соблюдать святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, живя в
послушании, без собственности и в чистоте (Устав, утвержденный буллой 1223 г).
КАК МОЛИЛСЯ СВЯТОЙ ФРАНЦИСК
Святой Франциск - это святой молитвы "Отче наш". Он предписывал своим неграмотным братьям в миру повторять её семьдесят пять раз в день; что касается его самого, он никогда не устает повторять её, он чувствует в ней удивительный вкус, который в поверхностных душах разжижает или сводит к нулю привычка; он размышляет над ней и в ней находит свою защиту; он почти не признает иных молитв. После того, как Иисус сказал эти слова, Франциску кажется неправильным заменять их своими, как ему кажется необходимым и прекрасным заменить волей Учителя свое собственное "я", которое объято гордыней, неустойчиво и эгоистично даже в молитве.
Франциск любит и повторяет также литургическую молитву; он любит её, потому что это коллективная молитва в Духе и еще потому, что о совместной молитве благосклонно говорил Иисус.
В отношениях с Богом он уважает церемониал и даже восхищается им, но он не связывает себя с церемониалом. Он любит молитву, но не связывает её с каким-то местом, пусть даже церковью; где ни застигает его время исполнить службу Господу - в пещере, в лесу, на дороге, в летний зной, в дождь, метель, - он читает свои молитвы, подобно самым верным отшельникам; но в отличие от отшельников, он не осеняет себя крестом и не затыкает уши, как будто услышал лукавого, когда цикада, или соловей, или стая воробьев поет вместе с ним; напротив, он вторит им, потому что хочет истолковать и собрать все голоса вселенной и пропеть с ними гимн божественному.
Личная молитва святого Франциска - это прежде всего слава и благодарность. Как правило, он не плачет и не просит; он поёт, как жаворонок, парящий под солнцем, повторяя одну высочайшую ноту: Бог! Бог - это мудрость, Бог - это любовь, Бог - это счастье!
Франциск призывает всех к бесконечной благодарности; он повторяет одну и ту же ноту: Бог есть добро, великое добро; Бог - благо, огромное благо, высочайшее благо!! И эта его вера в божественное благо передается другим, потому что она конкретна, как будто Франциск находит ощутимое подтверждение ей во вселенной, как будто Сам Бог явился ему и уверил, что Он - Высший.
Его молитва предполагает, кроме этой метафизической уверенности в том, что Бог - высшее благо, смирение, которе в этой божественной доброте теряется, как капля в океане; смирение и признание отражаются в прославлении и восхищении, и выходят оттуда, преображенными в радость, то францисканская радость - это прежде всего забвение себя и своих забот в величии Бога, это радость и удовольствие страдать вместе с Иисусом Христом.
Молитвы, продиктованные или записанные святым Франциском, имеют только тон доверчивого и радостного прославления, а те молитвы, что он возносит в одиночестве, плача и стеная, были также самопроверкой перед лицом Бога, разбиванием сердца в покаянии, размышлениями о жизни и особенно о страданиях Иисуса Христа, размышлениями, в которых Франциск доходил до того, что шел с рыданием по улицам и призывал людей оплакивать страсти Господни.
Еще одна любимая молитва Франциска проста: "Мой Бог, кто Ты, а кто я".
Это - молитва смирения. Но из пропасти смирения он взлетает к вершине любви и умоляет: "Господи мой, Иисусе Христе, пошли мне, чтобы при жизни моей испытал я в душе моей и плоти то страдание, что Ты принял в час горчайших Твоих Страстей". И потом страстно: "Чтобы я, сколько возможно это, ощутил в сердце моем ту любовь, превосходящую всякую меру, какая Тебя, Сын Божий, побудила принять такую муку ради нас, грешных".
Это молитва истинной любви, которая требует не удовольствия, а объединения; не радостей любимого, а его страданий; это молитва о том, чтобы любить и страдать, как Он во время Страстей.
БЕДНОСТЬ
Святой Франциск научился у нашего Господа секрету любить людей и вещи. Посредством бедности он породнился, как его божественный Учитель, с самыми униженными созданиями, не презирая, вместе с тем, богатых и властвующих. Он хочет сам раздеться донага и быть смиренным, а не раздеть других, или заставить их быть смиренными. Это - любовь к ближнему, которая отдает всю себя всем, не требуя ничего взамен.
И здесь открывается очень важный момент: очень легко быть бедным, но не хотеть и не любить этого состояния. Бедность без любви ничего не стоит ни перед Богом, ни перед людьми.
КАК СВЯТОЙ ФРАНЦИСК ЛЮБИЛ ТВОРЕНИЯ И КАК ПРОПОВЕДОВАЛ
Святой Франциск любил людей не ради людей и не ради удовольствия чувствовать себя добрым; он любил их прежде всего из-за любви к
Богу. С другой стороны, он не любил их только для того, чтобы сделать приятное Богу; он любил их как уникальные и удивительные создания Бога. В этом и состояла уникальность взгляда Франциска:
вера не воздвигала барьера между ним и землей,
а изменила всю землю и все творения, и научила его любить их и воспринимать как источник радости.
Как святой Франциск любит Бога в деле и страдании, так же он любит и создания, любовью одновременно универсальной и частной, то-есть такой, которая относится ко всем и каждому, как солнечный свет. С добротой, которая обновляется и приобретает новый вид каждом новом случае, святой Франциск помогает и подает добрый пример и прокаженному, который страдает и богохульствует, и прелату, который притесняет его, и солдату, который может приговорить его к смерти; он любит как народ своего благословенного Ассизи, так и мусульман за пределами Европы.
Святой Франциск - это человек действия; он призван работать в реальной жизни с доблестью, достойной гениев действия. Будучи очень волевым человеком, он не упускает ни одной минуты, ни одного события, ни одного человека без того, чтобы наполнить их своей верой, и ни одного случая, чтобы не склонить их к своей цели. Секрет его силы - когда мы говорим об его проповеди - заключается в том, чтобы быть смиренным, глубоко чувствующим, очень волевым; в том, чтобы проникать на уровень своих слушателей, входить прямо в центр их желаний, чтобы изменить их и обратить их к Богу.
Содержание его проповедей всегда простое: Франциск касается самых простых истин: смерти, Божьего суда, рая, ада, Евангелия. Он не заботиться о научных и сильных доказательствах; он обычно не готовится, а импровизирует, как Дух говорит внутри него и как подсказывают ему слушатели. В своей импровизации он неудержим, но это не тот бурный пыл, который слегка задевает сознание. Напротив, его слово проникает в сердца людей, даже тех, которые по той, или иной причине не верят, или глухи, или "каверзны".
СВЯТОЙ ФРАНЦИСК И ТРУД
Труд для святого Франциска - это форма любви: любви к законодателю-Богу, Который дал на труд в наказание за грех; любви ко
Христу-Искупителю, который дал нам пример труда; любви к людям, которая требует разумной воли в работе с вещами и землей; любви к низшим созданиям, которые через любовь изменяются и служат
нам.
Работа для святого Франциска - это потребность, необходимость и долг. В своих Правилах для братьев-монахов от говорит: "Те братья, которых Господь одарил ремеслом, путь работают честно и усердно, чтобы у них не оставалось досуга, враждебного душе, и не угасал дух святой молитвы и покаяния, которому и должно служить все земное".
Самое важное в концепции труда святого Франциска - это теснейшая связь бедности и труда; он возводит отдачу себя до высшей точки: это полный отказ от права собственности на плоды собственного труда (которое представляется самым законным и к которому человек сильно привязан, как части самого себя). Такой полный отказ освобождает труд от последствий обладания, которе порождает только искушения, беспокойство, тоску, и придает ему радость, превышающую ту, которая несет с собой всякий труд.
Труд в бедности после молитвы славы и благодарности - это еще один источник, который питает францисканскую радость.
СОВЕРШЕННАЯ РАДОСТЬ
СВЯТОГО ФРАНЦИСКА
Эта радость имеет двойственный аспект - естественный, и данный как благодать. Святой Франциск, поэт и человек действия, имел два источника радости: он умел видеть красоту и наслаждаться ею, и умел действовать; тот же гений любви, который открывает ему глубокую гармонию жизни, непрестанно толкает его помогать, утешать, давать и особенно говорить о Боге, который есть Творец и Отец всех созданий, и желать, чтобы Его знали и любили.
"Он [брат Леонард] там же повествует, как однажды блаженный Франциск возле Святой Марии призвал брата Льва и сказал: "Брат Лев, пиши". Тот ответил: "Я готов". "Пиши", - сказал, - "что есть истинная радость. Прибывает вестник и говорит, что все профессора из Парижа вступили в Орден, пиши, это не истинная радость. То же самое, если все прелаты из-за Альп, архиепископы и епископы; то же самое, если король французский и король английский, пиши, это не истинная радость. То же самое, если бы братья мои пошли к неверным и обратили бы их всех в веру; то же самое, что Бог даровал мне милость исцелять больных и совершать много чудес: говорю тебе, что во всем этом нет истинной радости. Но какова же истинная радость? Я возвращаюсь из Перуджи и глубокой ночью прихожу сюда, и зима слякотная и до того холодная, что на рубашке намерзают сосульки и бьют по голеням, и ранят так, что выступает кровь. И весь в грязи и во льду, замерзший, я подхожу к дверям, и, после того как я долго стучал и кричал, подходит брат и спрашивает: "Кто там?" Я отвечаю: "Брат Франциск". А он отвечает: "Иди прочь, уже поздний час; не войдешь". И когда я продолжаю настаивать, отвечает: "Иди прочь, ты простак и неграмотен, не подходишь нам; нас так много и мы такие важные персоны, что мы не нуждаемся в тебе". А я все стою под дверью говорю: "Из любви к Богу приютите меня этой ночью". Он ответит: "Не буду. Поди в обитель к крестоносцам и там попроси". Говорю тебе, что если сохраню терпение и не разгневаюсь, вот в этом и есть истинная радость, и истинная добродетель и спасение души".
Диалог совершенной радости выражает принцип, основной для жизни христианства: наша жизнь - в Иисусе Христе, жизнь Иисуса Христа - в нас; мы должны любить прославлять крест, и Франциск своим личным примером выражает это в новой, конкретной, неподражаемой форме, наложенной на живейшие чувства, представленной в самых суровых обстоятельствах. Например, когда презирают и гонят даже друзья, когда радость соединяется с самой отвратительной нищетой. Победить самого себя в подобном испытании для святого Франциска - величайший дар Божий; но преодолеть самого себя до такой степени, чтобы получать удовольствие ради любви Иисуса Распятого, - это такой дар, который дает совершенную радость.
Так святой Франциск называет выражением, ныне бессмертным, страдание, испытываемое как радость ради любви Бога. Его диалог с братом Львом проливает луч света на страдания людей и в скорбях напоминает, что есть единственное средство от боли: любить ради любви Того, Кто посылает Любовь.
ПРИНЦИПЫ И ДИАЛЕКТИКА ОРДЕНА
Святой Франциск, как никто другой, имел глубокое понимание реальности, которая есть жизнь и которая живет контрастами; в реальной жизни не существует жестких правил, не существует только белое, и черное. Именно поэтому он никогда не принимал фанатизм и излишнюю строгость, которая может породить его, если строгость существует сама по себе, а не наполнена Божественной любовью и осознанием Духа.
Именно поэтому он оставил возможность своему Ордену, а еще более - всему своему обширнейшему духовному потомству внутри и за
пределами трех Орденов возможность принимать людей, происходящих из различных мест и различных социальных классов; он давал свои детям возможность принимать абсолютно разные формы апостольской
деятельности; он посеял семя дел, кажущихся очень разными.
Два главных требования францисканской жизни - это бедность и послушание. Одно не главнее другого, они равноценны. Весь кажущийся контраст - он полностью выравнивается объединяющей силой святого Франциска, той силой, благодаря которой он совмещал божественное и человеческое, и которая делала его универсальным: любовь, а именно любовь Бога, любовь к нашему Спасителю и к людям, которых Он спас, к тому, Кто наш первый брат, и к другим братьям, меньшим Его.