Биография Святого Франциска

 


                                                                                                                                               "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, 

и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; 
и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее 
избрал Бог, чтобы упразднить значащее".

Первое послание святого апостола 
Павла к Коринфянам 1:27-28

 

1. Юность

Франциск родился в 1181 или 1182 году в Ассизи — небольшом древнем городе в Умбрии (Центральная Италия), в богатой мещанской семье. Его отца — торговца сукном — звали Пьетро Бернардоне; мать — Пика — была родом из Франции. При крещении она дала сыну имя Джованни (Иоанн); однако отец, бывший в то время в поездке, после возвращения назвал мальчика Франциском (по-итальянски — «Франческо», т. е. «Французик»), очевидно, из хорошего отношения к стране, с которой он поддерживал торговые связи. 

Годы учения Франциска были непродолжительны. Когда ему исполнилось 14 лет, отец решил, что школьной премудрости он набрался достаточно, и с 1196 года Франциск вместе с братом уже помогал отцу в торговле сукном. Предводитель и любимец ассизской молодежи, он проводил дни своей юности в беззаботном веселье, а в общем-то скуповатый отец не жалел денег для своего любимого сына. 

2. Обращение

Продолжая мечтать о рыцарской карьере, весной 1205 г. он отправился в новый поход в Апулию. В Сполето во время сна он увидел прекрасный большой дворец, полный оружия и украшений. Когда он спросил, чей это дворец, свыше был дан ответ, что все принадлежит его воинству. Не поняв духовного смысла видения, скрытого в сокровищах премудрости Божией, Франциск принимает его за знак, предвещающий удачу в военном походе. Следующей ночью во сне Франциск слышит призыв следовать за Высшим Господином. Это стало началом обращения Франциска: он потерял любовь к развлечениям и начал постепенно отдаляться от мира, посвящая время посту и молитвам, стремясь определить свой дальнейший жизненный путь.

Важным моментом его обращения оказалась встреча с прокаженным, в котором он увидел страдающего Христа и обнял его; впоследствии Франциск часто помогал прокаженным.

1206 г. Франциск совершил паломничество в Рим. После возвращения, во время молитвы перед распятием в церкви св. Дамиана, он услышал голос, говоривший: «Ступай, Франциск, отстрой дом мой...»

Продолжая работать в лавке своего отца, выручку от торговли Франциск начал раздавать бедным, и это привело к конфликту с отцом: в феврале 1206 г. Пьетро Бернардоне перед епископским судом публично лишил сына наследства, а тот немедленно отдал ему деньги и одежду. 

Воображение взрослеющего Франциска захватывали поэмы и песни странствующих трубадуров, посвященные рыцарским подвигам: он мечтал о подобных подвигах и славе. 

Казалось, его мечты о рыцарской карьере начинают сбываться, когда он в рядах ассизской армии принял участие в войне против Перуджи (1202 г.) Однако ассизское войско потерпело поражение, и Франциск попал в плен, целый год провел в тюрьмах, а после освобождения заболел. Период пребывания в тюрьме и восстановления здоровья был для него временем размышлений. Он проникся состраданием к нуждающимся. Однажды, встретив бедного рыцаря, Франциск великодушно отдал ему свою одежду.

3. Новый путь

С тех пор Франциск ходил в тунике в виде креста, и помогал больным и прокаженным. Франциск собственноручно отреставрировал три церкви: св. Дамиана, св. Петра, Божией Матери Ангельской. 

В 1208 г., участвуя в Святой Мессе в день св. Матфея, Франциск услышал рассказ о том, как Спаситель отправляет своих учеников проповедовать Царство Небесное. (Мф 10,7-14). Восприняв эти слова как выражение воли Христа, Франциск, получив согласие епископа Ассизи, начал проповедовать мир и покаяние. 

Вскоре у него появились первые последователи. Составив Устав нового братства из евангельских цитат, Франциск вместе с братьями отправился в 1209 г. в Рим, где получил устное утверждение Устава Папой Иннокентием III. Потнифик уверовал, что устами Франциска говорит Господь, когда получил видение о том, как Латеранская базилика накренилась к земле, а невысокий бедняк, и это был Франциск, поддержал здание и не дал ему упасть. Во время этого визита в Рим Франциск, по преданию, был посвящен в диаконы. 

Под влиянием проповедей и образа жизни Франциска дала обет евангельской жизни Клара — графиня из рода Фавроне ди Оффредуччи, а вскоре ее сестра Агнесса и другие девушки. В 1212 году Франциск составил для них Устав.

4. Проповедь Евангелия 

В 1212 и 1214-1215 гг. Франциск отправлялся к сарацинам — в Сирию и Марокко, желая обратить их в христианство. Оба раза (в первый — из-за бури, во второй — из-за болезни глаз) он вынужден был вернуться на родину. 

В 1217 г. состоялся первый капитул братства, после чего Франциск отправил братьев в Германию, Венгрию, Испанию, Францию и Сирию, а в 1219 г. — пятерых миссионеров в Марокко. 

В 1219 г. Франциску удалось с третьей попытки добраться до сарацин — султана Египта Мелек-эль-Камеля. В подтверждение истинности Христовой веры Франциск предложил жрецам султана пройти вместе с ним через огонь, но никто не решился на такое испытание. И хотя султан Египта не принял христианство, Франциск завоевал его уважение и получил от султана охранную грамоту.

5. Устав

Узнав в 1220 г. о возникших в Ордене конфликтах, Франциск возвратился на родину. Обеспокоенный спорами относительно соблюдения Устава, он отказался от обязанностей генерального настоятеля, доверив их Петру Каттани (1220-1221).

В 1221 г. Франциск написал устав из 24 глав, впоследствии переделанный и утвержденный в ноябре 1223 г. Папой Гонорием III. Находясь в Риме, Франциск проповедовал перед Папой и кардиналами так благочестиво и с такой силой, что было ясно: он говорил не учеными словами человеческой мудрости, а по Божественному вдохновению. В 1221 г. Франциск также составил Устав для мирян, ставший основой жизни Третьего ордена (Францисканского Ордена Мирян).

6. Рождество в Греччо

Франциск глубоко переживал тайну Рождества Христова. В 1223 г. он устроил в Греччо рождественскую мистерию. На склоне крутой горы в пещере сделали ясли, туда же привели вола и осла, установили алтарь, на котором священник во время рождественской ночи принес Святую Жертву. Франциск, будучи диаконом, произнес во время Мессы вдохновенную проповедь.

Из «Первого жития» Фомы Челанского:

Высшей его целью, главным желанием и планом, исполняемым всю жизнь, было проповедовать всем святое Евангелие, во всем соблюдать его заветы и следовать по стопам учения Господа нашего Иисуса Христа в неусыпном бодрствовании, в постоянном усердии, всей душой и всем жаром сердца. В глубочайшее размышление он погружался, вспоминая Его слова и в пристальном раздумьи перебирал Его деяния. Особенно же занимали его мысли смирение Воплощения и любовь,явившаяся в Страстях, так что едва ли он желал думать о чем бы то ни было другом. 

Потому и следует вспомнить — и не просто вспомнить, но и почтить достойным воспоминанием — то, что он сделал за три года до своей блаженной кончины в селении, называемом Греччо, в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа. 

Был в той земле человек по имени Иоанн, доброй славы, но еще лучшей жизни, и его св. Франциск отличал особой любовью, тем более, что тот, будучи в этих местах одним из самых знатных и уважаемых людей, презрел благородство плоти и посвятил себя благородству души. И вот блаженный Франциск позвал его к себе примерно за две недели до Рождества Господня, как и раньше он нередко призывал его, и сказал ему: «Если ты хочешь, чтобы в этом году мы праздновали Рождество в Греччо, поспеши все приготовить, и то,что я тебе укажу, укрой тщательно. А именно, я хочу отпраздновать рождение того Младенца, который родился в Вифлееме, хочу вспомнить тяготы его первых дней,когда Он положен был в ясли, и плотскими очами увидеть, как это Он лежал на сене, а рядом стояли вол и осел». Выслушав все это, тот человек, добрый и преданный, побежал скорее и в указанном ему месте подготовил все, что велел ему святой.

И вот приближается день радости, настает время ликования! Из разных мест созваны братья; прибывают люди, жившие в этой земле, неся — каждый по своим возможностям — свечи и факелы,чтобы осветить ночь, в которую воссияла ярчайшая звезда, осветившая все дни и времена. Прибывает, наконец, Франциск, обнаруживает,что все уже готово, и сияет от радости. Тогда приготавливают ясли, несут сено, ведут вола и осла. В этой трогательной сцене сияет евангельская простота, возвеличивается бедность, являет себя смирение, и Греччо обращается в новый Вифлеем. 

Эта ночь светла, как день, и сладка и для людей, и для животных. Собрается народ, и ликует доселе невиданной радостью, приветствуя необычайную тайну. Роща наполняется голосами, и грандиозные скалы вторят эхом праздничным хорам. Братья поют, воздавая должную хвалу Богу, и кажется, вся ночь откликается ликованием. 

Святой Божий замирает перед яслями, воздыхая, в благочестии своем сокрушенный и дивной радостью преисполненный. Затем священник служит торжественную Евхаристию у вертепа, и он наслаждается утешением, какого не испытывал ранее.

Франциск облачился в одеяние диакона, ибо он и был диаконом, и звучным голосом поет Евангелие. И голос его, мощный и сладостный, ясный и звучный, пробуждает во всех желание оказаться в небе. Затем он проповедует обступившему его народу, и словно мед льются его речи о рождении нищего Царя в малом городе Вифлееме. И часто, желая произнести имя Иисуса, вместо того, воспылав чрезвычайной любовью, именует Его «Вифлеемским Младенцем», растягивая слово Bethlehem так, что звук этот кажется похожим на овечье блеяние, отчего наполняются сладостью не только его уста, но и души всех. И всякий раз, когда он говорил «Вифлеемский Младенец» или «Иисус», он облизывал губы, словно отведывая и сглатывая сладость этих слов.

Там вновь обнаруживаются с преизбытком дары Всевышнего, и одному из присутствующих, мужу добродетельныму, было видение. А именно: привиделось ему, будто в яслях лежит совсем маленький мальчик и вроде бы неживой; а святой Божий, склонившись над ним, пытается разбудить его, чтобы тот очнулся от глубочайшего сна. И вовсе не далеко от истины было это видение, ведь младенец Иисус, которого забыли многие сердца, по милости самого Младенца и через раба его, святого Франциска, воскресал в них, и воспоминание о Нем оставалось глубоко запечатлено в их памяти.

Когда завершилось это торжественное бдение, каждый вернулся к себе домой, будучи исполнен насказанной радостью.

А сено, лежавшее в яслях люди сохранили, ибо через него Господь Бог, умножая милость свою, исцелял скот и прочих животных. И поистине случилось однажды, что в соседних областях множество скота было поражено различными болезнями, но, поев этого сена, полностью избавилось от этих недугов. Более того, даже некоторые женщины, если случались у них тяжелые и затяжные роды, просили подложить им пучок этого сена, и тогда рожали благополучно. Подобным образом многие — как мужчины, так и женщины — обретали желанное исцеление.

Ныне это место посвящено Господу, а на месте яслей соорудили алтарь и построили Церковьв честь св. Франциска, чтобы в том самом месте, где животные ели траву, теперь люди, ради спасения души своей и тела, питались плотью непорочного и чистого Агнца — Господа нашего Иисуса Христа, Который из безграничной любви предал Себя самого за нас. Он с Отцом и Сыном и Духом Святым живет и царствует прославленный во веки веков. Аминь. 

7. Стигматизация

В 1224 г. на горе Верна Франциск получил стигматы: на его руках, ногах и в боку появились раны — следы Страстей Господних.

Из «Legenda maior» св. Бонавентуры 
(глава XIII — «О святых стигматах»)

1. У Франциска, мужа евангелического, был обычай — никогда не оставаться праздным, но всегда творить добро. Так что он, словно один из высших духов, то поднимался по лестнице Иакова к Господу, то нисходил к ближним. Ведь он так разумно распределил все свое время, что часть его посвящал трудам на благо ближнему, а другую — сосредоточенному созерцанию и восхождению.

В соответствии с этим он порой отправлялся в другие места ради забот о здравии и спасении других людей, а затем, оставив шум и суету толпы, искал места покоя и уединения, где он мог свободнее предаться размышлениям о Господе и отряхнуть от стоп своих тот прах, который налип на них за время общения с людьми. Итак, за два года до того, как он предал свой дух Богу, Франциск, ведомый промыслом Господним, свершив уже множество трудов, возведен был на гору высокую, называемую Верна.

Там он по своему обычаю начал сорокодневный пост во славу святого Архангела Михаила и сверх обычного переполнен был сладостью созерцания тайн высших, сверх обычного воспламенен был пламенным желанием увидеть небесное. И вот, по воле Господа, он почувствовал, как умножаются в нем дары милости вышней. Так он был вознесен на высоту небывалую, не как тот любопытый, который домогается величия, не думая, что домогаться славы не есть слава, но как благоразумный и верный раб, стремившийся понять волю своего Господа и всегда с величайшим рвением стремившейся эту волю исполнить.

2. Ведь душе его было внушено голосом свыше, что он должен открыть Евангелие и тогда Христос откроет ему,что господу наиболее угодно будет в нем и от него.

Тогда Франциск помолился с величайшей любовью ко Господу и, взяв с алтаря книгу святого Евангелия, попросил своего спутника, человека святого и верногоГосподу, чтобы тот, во имя Пресвятой Троицы, трижды открыл ее. А поскольку, когда тот троекратно раскрывал книгу, каждый раз выпадало описание Страстей Господних, муж, верный Господу, постиг,что как он подражал Христу в делах своей жизни, так следует ему, прежде, чем перейти от мира сего, уподобиться Христу и в Его страданиях и муке крестной.

И хотя тело его, изможденное суровой жизнью и разделявшее с Христом Его Крест, было совершенно обессилено, все же он ничуть не упал духом и чрезвычайно воодушевлен был желанием мученичества. Возгорелся в нем непобедимый пламень любви к Иисусу кротчайшему, пламень такой сильный, что и великие воды не могли бы угасить огоно столь сильной любви.

3. Итак, возносимый пламенем серафической любви, возносился он ко Господу, и великой любовью, и состраданием своим преображался в Того, Кто, богатый милостью, ради нас пожелал быть распятым.

И когда настало утро Воздвижения святого Креста, а Франциск по-прежнему молился на горе, он увидел Серафима с шестью крылами, опускавшегося с высоты небес, и крылья его переливались блеском огненным. В стремительном полете достиг он по воздуху того места, где молился человек Божий, и тут, среди крыльев его явился образ человека распятого, руки и ноги которого были раскинуты наподобие креста и к кресту прибиты. Два крыла серафима простерлись над головой, двумя он поддерживал свое тело в полете, нижними двумя прикрывал тело. Увилев это, оцепенел муж Божий — радость всмете со скорбью пронзила его сердце.

Радовался он столь милостливо посланному ему видению, ибо понимал, что под видом Серафима явился ему сам Хрситос, но скорбь и сострадание к распятому на кресте словно меч пронзили его душу. И тем более он дивился столь поразительному видению, что немощь и страдание крестной муки совсем не подобали бессмертию серафического духа. 

Наконец он понял, — Господь открыл ему! — что по замыслу Божию это видение именно таким предстало его очам, дабы друг Христов заранее знал, что не мученичеством плоти, но всецелым устремлением духа сможет он преобразиться и уподобиться Христу распятому. И когда видение исчезло, в сердце его остался пламень дивный, но и на теле остались не менее удивительные знаки и отметины.

И на руках его, и на ногах начали проступать следы словно от гвоздей, точно таких, какие он незадолго перед этим видел на теле распятого. Казалось, что и руки его, и стопы в самой середине были насквозь пронзены гвоздями, так что след от шляпки гвоздя показался на внутренней стороне рук и на внешней стороне стоп, а острие словно вышло с обратной стороны, поскольку след от шляпки гвоздя был черным и округлым, а от отсрия — вытянутым и вывороченным, как если бы в этом месте натянулась, поднялась и прорвалась плоть, а вокруг плоть отступила и впала.

На правом боку, словно пробитом копьем, вздулся багровый рубец, из которого с тех пор часто сочилась святая кровь, орошая тунику и его штаны.

4. Раб Божий, видя, что столь явные стигматы невозможно будет скрыть от ближайших его товарищей и вместе с тем боясь оглашать тайны Господни, пребывал в мучительном недоумении, не зная, лучше ли ему самому рассказать им об этом. или же следует обо всем промолчать.

Наконец, он позвал к себе нескольких братьев и, не открывая им сути дела и представив им это сомнение как некий предположительный и «общий» случай, просил их совета. Один из братьев по имени Иллюминат, понимая, что отцу вновь было какое-то чудесное видение, от которого он и впал в такое изумление и растерянность, сказал святому мужу так: «Брат, ты ведь знаешь. что тайны Господни открываются тебе не только ради твоего блага, но и ради всех остальных.

Следовательно, с полным основанием следует опасаться, что, умолчав о том, от чего многим должна быть польза, ты будешь осужден за то, что скрыл свой талант в земле.»

Подвигнутый этими словам, святой муж сказал, как и другой пророк говорил: «Слава праведному!» — и затем, хотя и с великим страхом, пересказал по порядку свое видение, добавив, что Тот, Кто ему явился, открыл и многое другое, о чем он, пока жив, не сможет рассказать ни одному человеку.

Следует стало быть предположить, что в речи этого блаженного Серафима, на кресте распятого, были неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

5. После того, как истинная любовь Христова преобразила любящего в тот же образ, Франциск, как и прежде намеревался, завершил в уединении сорок дней, а когда настал праздник Архангела Михаила, муж ангельский Франциск сошел с горы, неся с собой образ Распятого — не скрижали каменные и не хартии, человеком изрисованные и исписанные, но изображение, запечатленное на живой плоти и перстом Бога Живого. И поскольку правильнее скрывать тайны Царя, муж, посвященный в секреты царские, наколько мог, старался прятать эти знаки. Однако, посколько Господу было угодно открывать многое, совершаемое Им к славе Своей, сам Господь, втайне начертавший на нем эти стигматы, открыл через него столь явно такие чудеса, что эта тайная и дивная сила стигматов обнаружила себя множеством ясных знаков.

8. Блаженная кончина

Предчувствуя приближение смерти, Франциск попросил перенести его в часовню Божией Матери Ангельской — «колыбель Ордена», где умер вечером 3 октября 1226 года.

Из «Legenda maior» св. Бонавентуры 
(глава XIV — «О его терпении. О преставлении»)

3. В течение двух лет от запечатления на его теле святых стигматов, то есть до двадцатого года после его обращения, Франциск был мучим множеством различных болезней и подвергался всевозможным ударам, словно камень, лежащий на кровле здания иерусалимского, словно кузнечная работа, под множеством ударов молота доведенная до совершенства, и наконец он попросил, чтобы его отнесли к святой Марии в Порциунколу, чтобы там, где дух благодати сошел на него, вернуть Господу дух жизни.

Когда его принесли туда, он, желая вновь запечатлеть истину своим примером, чтобы было ясно, насколько мало в нем осталось мирского и плотского, пылая духом, обнажил свое тело и нагим простерся на голой земле, желая до последнего часа, пока враг еще бродит вокруг него, бороться с ним один на один, обнаженным.

Так он лежал на земле, отложив и одежду, и мешковину, обернув, по обычаю, лицо к небу и весь устремившись к славе небесной, по-прежнему зажимая левой рукой рану в правом боку, чтобы никто ее не увидел до времени. Наконец, он сказал братьям: «Свое дело я исполнил — а в вашем деле наставит вас Христос».

4.Зарыдали тогда все спутники святого, пораженные острым копьем сострадания, а один из них, которого человек Божий выбрал себе в стражи и наставники, по Божию вдохновению припомнив обет Франциска, вышел поспешно и принес, возвратившись, бедняку Христову его рясу с подштанниками и веревкой вместо пояса, сказав ему:"Вот, я одену тебя этой нищенской одеждой — ее ты получишь по моему приказу и во исполенине святого послушания".

И тогда святой муж возрадовался и возвеселился радостью сердечной, видя, что и в смерти он сумеет соблюсти верность госпоже своей Бедности, и, простирая руки к небу, он восславил Господа своего Христа, ибо по Его воле он ныне, от всего освободившись, свободным мог прийти к Нему. Ведь совершенное усердие в нищете требовало теперь от него, чтобы он не надевал на себя никакой одежды кроме той, что будет выдана ему и надета на него по чужому приказу. А он желал во всем и полностью уподобиться Христу Распятому, Который на кресте висел, как нищий, взаменодежды имея только скорбь.

Как в начале своего обращения к Богу он совлек с себя одежду и нагим предстал перед епископом, так и в завершение своей жизни он желал уйти из мира нагим, и потребовал даже от стоящих вокруг него братьев, чтобы они ради любви и послушания, когда увидят, что он уже мертв, оставили бы его нагим валяться на земле столько времени, сколько потребуется неторопливому путнику, чтобы пройти одну милю.

О, муж, поистине наихристианнейший! Живя, уподобился он Христу Живому, умирая- Умирающему, и в смерти своей стремился преобразиться в Него совершенным покаянием, и по заслугам увенчан был сходством очевиднейшим.

5. Приблизился наконец час его ухода, и он велел созвать к себе всех братьев, которые находились тогда в этом месте, чтобы их, удрученных этой потерей, утешить ласковыми словами, с отеческой любовью ободрить их и уверить в любви Господней.

Он произнес последнюю проповедь о терпении, бедности и сохранении веры святой Римской церкви, подкрепив эти и прочие наставления ссылками на святое Евангелие.

Братья сели вокруг него, он простер над ними руки, раскрытые в знамении креста, ибо это знамение он всегда особенно любил, и благословил именем и силой Распятого всех братьев, как присутствовавших там, так и отсутствовавших.

В заключение он сказал им:" Прощайте сыны мои, живите в страхе Божием и всегда в нем пребудьте .И хотя близятся уже к вам треволнения и искушения, вы сохраните свое блаженство и избранничество, если в этих напастях продолжите то, что начали. А я поспешаю к Богу и Его милости всех вас поручаю."

Завершив таким образом последнее наставление, муж, возлюбленный Богом, приказал принести ему список Евангелия и попросил прочесть вслух то место в Евангелии от Иоанна, которое начинается словами: «Перед праздником Пасхи...».

А сам он, пока хватало сил, тихо пел псалом: «Полным голосом ко Господу взываю, полным голосом Господа молю». И дойдя до последней строки, сказал: «Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благоденяние».

6. И тогда над ним были совершены все таинства, и его пресвятая душа освободилась от тела, растворившись в бездне любви Господней, и муж святой почил в Господе.

Один из его братьев и учеников видел, как его блаженная душа в образе прекраснейшей звезды, окутанной пресветлым облаком, над многими водами поднялась и устремилась прямой дорогой к небу, сияя блеском высочайшей добродетели, мудрости небесной и сверхизобильной милости, ради которых святой муж и удостоился войти в обитель света и мира, где и упокоился со Христом, не имеющим конца. [...]

Жаворонки, небесные птицы, любящие свет и боящиеся сумерек ночи, слетелись в огромном множестве в тот самый час, когда умер святой муж, хотя близились уже ночь и сумерки. Они уселись на крышу дома и кружились вокруг с каким-то праздничным оживлением, явившись к людям с очевидным и радостным свидетельством прославления святого, который при жизни не раз призывал их воздвать славу Господу.

9. Канонизация 

16 июля 1228 года. Папа Григорий IX, который был лично знаком с Франциском, торжественно причислил его к лику святых.