Одним малоизвестным и мало обсуждаем, но очень важным и ключевым фактом из жизни Святого Франциска является значении молитвы в его жизни, и о той молитве, которую он любил и часто повторял сам, об Иисусовой молитве святого.
Вот что пишет отец-францисканец Фьоренцо Эмилио Реати, который долгое время преподавал философию в высших учебных заведениях Италии и за ее пределами (в настоящее время профессор философии католической семинарии "Мария - Царица апостолов" в Санкт-Петербурге, Россия):
"Святой Франциск любил молиться в уединенных местах. После посвященных проповедничеству долгих путешествий по городам и деревням Италии он любил в одиночестве обращаться к Богу в молитве. Для него необходимо было погрузиться в Бога. Святой Бонавентура, автор «Большой Легенды», пишет: «И поскольку ему открылось в молитве, что ему будет тем легче ощутить столь желанное присутствие Святого Духа, чем дальше он удалится от мирского шума, он стал искать места уединенные и по ночам уходил молиться на пустыри и в заброшенную церковь» .
Франциск всю жизнь странствовал по горам и уединенным возвышенностям. Там, наверху, он основал маленькие скиты, где проводил много времени в молитве: Карчери (рядом с Ассизи), Челле, Сан-Урбано, Поджо Бустоне, Фонте Коломбо, Греччо, Верна.
В этих удаленных от людских глаз, уединенных местах он предавался молитве, «ведь молитва и была для него надежнейшим прибежищем, и ни в какую минуту он не отвлекался от нее, но никогда она не становилась в его устах суетной или заносчивой, но длилась непрерывно, исполненная любви и умиротворенная смирением. И если случалось ему запоздать вечером с началом молитвы, то зато он и не оканчивал ее до утра», вплоть до того, что «он уже не был молящимся человеком, но скорее весь преображался в живую молитву» .
Прежде всего, молитва стоит в центре жизни Франциска, молитва – сердце его личности. Нужно посетить места, где зародилось францисканство: Сан Дамиано, Карчери, скиты, расположенные на холмах долины Риети (Поджо Бустоне, Греччо, Фонте Коломбо), гору Верна, и эти старые скиты, где Франциск провел часть своей жизни, расскажут нам, сколь глубоким было желание святого уйти от мира, чтобы погрузиться в молитву.
Франциск просит братьев всегда ставить молитву на первое место: «Те братья, кому Господь дал благодать работать, пусть работают верно и благочестиво, но так, чтобы, лишившись враждебного душе досуга, не угасили бы дух святой молитвы и благочестия, которому должно быть посвящено все преходящее».
Молитва поглощала всего Франциска, его душу и тело: все в нем молилось так, что сам он был той самой молитвой, молитвой, ставшей человеком.
Франциск переживал молитву с таким напряжением души и тела, что чувствовал себя как бы подталкиваемым к постановке евангельских сцен, стоявших у него перед глазами во время молитвенного экстаза. Особенно ярко его благоговение предстало во время знаменитого замысла рождественских яслей в Греччо в 1223 году.
Смирение, явленное в Воплощении Иисуса, столь глубоко взволновало Франциска, что привело его к глубокому переживанию Вифлеемского события. Смирение Бога тронуло сердце святого, а представление рождественских яслей тронуло и сердца людей, пробуждая в них любовь к Иисусу.
Франциск так объясняет свой замысел: «Я хочу отпраздновать рождение того Младенца, Который родился в Вифлееме, хочу вспомнить тяготы Его первых дней, когда Он положен был в ясли, и плотскими очами увидеть, как это Он лежал на сене, а рядом стояли вол и осел».
Не только зрение, но и все другие чувства были поглощены представлением людям Вифлеемского события:
«Затем он начал проповедь к обступившему его народу, и словно мед лились его речи о рождении нищего Царя в маленькой общине Вифлеемской. И часто, желая произнести имя Иисуса, вместо того, воспылав чрезвычайной любовью, именовал Его «Вифлеемским Младенцем», растягивая слово Вифлеем так, что звук этот казался похожим на овечье блеянье, отчего не только его уста наполнялись сладостью, но и души всех, кто был там, радостью исполнялись. И всякий раз, произносил ли он Иисус или «Младенец Вифлеемский», он облизывал губы, словно отведывая и сглатывая сладость этих слов».
Как же молится Франциск? «Слово Божие в сердце, и сердце в Боге». Эти слова обобщают мысли Франциска о молитве. Часто он увещевал братьев направлять сердце к Богу, делать его обиталищем Бога и Его слова. Сердце – центр человека, в сердце принимаются решения. В сердце живет Бог или дьявол.
Может случиться, что «приходит диавол и похищает слово, посеянное в сердцах их, и уносит слово из сердца их, чтобы не уверовали и не спаслись», поэтому он предупреждает: «И будем остерегаться весьма козней и искусности сатаны, ибо он хочет, чтобы человек разум свой и сердце не обращал к Богу». «…прошу всех братьев… чтобы, отклонив все препятствия и оставив все заботы и тревоги, как только могут, служить любить, чтить и поклоняться Господу Богу с чистым сердцем и чистым разумом, чего Сам Он ищет более всего». Сердце, полное любви к Богу, – и есть молитва: созерцание должно быть сохранено и в труде, «чтобы [братья]… не угасили бы дух святой молитвы и благочестия, которому должно быть посвящено все преходящее».
Франциск пишет знаменитому богослову Антонию Падуанскому: «Хочу я, чтобы ты преподавал братьям святое богословие, лишь бы среди этих трудов ты не не погасил дух молитвы и благочестия, как требует того наш Устав».
В «Деяниях Блаженного Франциска» говорится о том, как он проводил целые ночи в молитве, произнося простые слова: «Tu, Deus meus et omnia» (что означает: «Ты – Бог мой, все для меня»). Фома Челанский пишет, что Франциск часто так провозглашал милосердие Божие: «Господи, помилуй меня, грешного». Франциск берет маленький отрывок из Евангелия (Лк 18, 13), делает его своим и повторяет: он становится его постоянной молитвой.
Часто Франциск молился, произнося очень краткие, более того – состоящие из одного слова молитвы; это происходит в последние годы жизни святого. С возрастом, по мере духовной зрелости, его молитва становится все более простой и напряженной. Он выражает свою любовь к Иисусу, каждый день просто повторяя бесконечное число раз Его имя; он молился, говоря только: «Иисус». Постоянно повторяя святое имя Иисуса, он может размышлять обо всей жизни Сына Божьего и, в особенности, о Его Страстях, которым был бесконечно предан.
Чтобы понять, какое место в жизни Франциска занимала молитва, обратимся к жизнеописаниям, составленным его товарищами. В «Первом житии» Фомы Челанского мы читаем: «Ведь молитва и была для него надежнейшим прибежищем, и ни в какую минуту он не отвлекался от нее, никогда она не становилась в его устах суетной или заносчивой, но длилась непрерывно, исполненная любви и умиротворенная смирением. И если случалось ему запоздать вечером с началом молитвы, то зато он и оканчивал ее до утра. Ходил ли он или сидел, ел ли он или пил, он не прерывал молитву».
Плод молитвенной жизни – приобретение «духовных глаз». Прочитаем наставление Франциска его братьям: «И как святым апостолам предстал в истинной плоти, так и нам сейчас предстает в святом Хлебе. И как они телесным зрением видели только Его плоть, но верили, что Он Бог, взирая духовными очами, так и мы, видя хлеб и вино очами телесными, да увидим и твердо уверуем, что это есть Его священнейшие Тело и Кровь – живые и истинные».
В этих наставлениях следует подчеркнуть переход от глагола «видеть» к глаголу «созерцать». Молящийся должен идти к тому, чтобы видеть очами духовными, т. е. должен получить благодать очей Духа Господня, живущего в Своих верных. Присутствие Бога в чистом сердце дарует человеку эти духовные очи:
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф 5, 8). Воистину чисты сердцем те, кто отвергает земное, «ищет небесного и непрестанно молится и видит Господа Бога живого и истинного чистым сердцем и душой».
Эти молитвы открывают личный опыт молитвы Франциска. Часто его молитва почти спонтанно превращалась в молчаливое созерцание: «в непрерывной молитве и в постоянном созерцании;… приближен был к Богу, и просил Царя вечного открыть ему, что Он желает сделать в будущем с ним…».
Тому, кто хочет встретиться с Богом в молитве, Иисус уже сказал: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф 6, 6). Эту настоятельную потребность в тишине и одиночестве (что совершенно было не в его характере!) Франциск пережил в самом начале поисков Господа, и эта потребность, становясь все более явной, была свойственна ему до конца жизни.
Молитва Христа? Молитва Франциска? Они идентичны, и это то отождествление со Христом, к которому Франциск стремится всей душой, которое он ищет в молитве. Он, как и св. Августин, мог сказать: «Когда мы обращаемся к Богу в молитве, мы не отделяем Главу от Тела: Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, молится в нас, молится за нас, и мы молимся Ему. Он молится в нас как наша Глава, мы молим Его как Отца нашего. Итак, мы узнаем наши голоса в Нем и Его голос в нас».
Он всегда искал уединенное место, где он мог бы не только духом, но и всеми членами своими соединиться с Богом. И если внезапно он чувствовал посещение Господне, чтобы не оставаться без кельи, он делал ее себе из плаща. А если иногда он был лишен этого, он закрывал лицо рукавом, чтобы не обнаружить тайную манну.
Он всегда чем-нибудь отгораживался от других, чтобы они не заметили прикосновения Господа: так он мог невидимо молиться даже среди тысяч людей, как где-нибудь в уголке на корабле. Наконец, если все это было невозможно, он создавал храм в своей груди.
Погруженный в Бога, забыв о себе, он не стонал и не воздыхал, его дыхание было легким и все внешние проявления исчезали.
Став воплощенной молитвой, полностью предавшись Духу Господню, благодаря Его действию Франциск ощущает себя соединенным с Иисусом Христом, как обручник (Послание к верным (второе)).
Так, всегда в поисках Возлюбленного, как на «улицах и площадях», так и в уединении в горах и холмах, благоухающих «миррой и фимиамом», всегда под влиянием «духа святой молитвы и благочестия», скорее в действии, чем в созерцании, Франциск полностью посвящает себя Христу и пытается сохранить Иисуса Христа в глубине своего сердца.
В этом и заключается тайна его удивительной жизни, единственной в своем роде, не укладывающейся в обычные рамки, как не укладывается в них и радость, переполнявшая душу святого".
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Итак, какие практические советы мы можем вынести для себя по Иисусовой молитве святого Франциска?
Начнем с практических советов, которые нам дал сам Господь Иисус:
1/ «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф 6, 6).
Для ваших духовных занятий желательно иметь свою отдельную комнату, либо тихое место, где вас не смогут отвлекать. Очень важно, чтобы, в особенности вначале вашего духовного пути, вы могли во-первых выбрать какие-то постоянные дни и часы для занятий, и во-вторых, чтобы во время этих занятий вы ничем не отвлекались и не прерывались.
2/ "И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю" (Ин 14,13)
"Доныне вы ничего не просили во имя Моё; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна" (Ин 16, 24)
Можно начинать вашу работу с молитвы святого Франциска, указанной выше: "Господи, помилуй меня, грешного" , "Господи Иисус Христос, помилуй меня, грешного", либо "Господи Иисус Христос, помилуй меня".
Такой вариант молитвы широко известен под названием "Иисусовой молитвы"; эту непрестанную молитву используют в греко-католицизме и православии для духовной работы.
Однако я хотел обратить ваше внимание на то, что святой Франциск особо любил и постоянно повторял краткую молитву "Иисус, Иисус, Иисус,..." (о чем говорилось выше).
В чем же разница между этими двумя вариантами молитвы?
Господь Иисус произносит эти слова из Евангелия от Иоанна, он видите несовершенство своих учеников; он понимает и видит, что им еще нужно пройти длинный путь, чтобы приблизится к Нему и познать Его по-настоящему. Поэтому Он и предлагает им молиться, чтобы просить что-то, использую Его имя.
"Господи, помилуй меня, грешного" содержит по сути просьбу «подай мне благодать Духа Святого». Такая просьба безусловно является одной их самых возвышенных! Это ведь не просьба чего-то материального, а просьба конкретного инструмента и конкретной помощи для духовного роста, которую может дать именно Святой Дух.
Господь и сам часто упоминает о Святом Духе: "Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" (Ин 16, 13).
И в этом же стихе Господь Иисус говорит от том, что "Он прославит Меня" (Ин 16, 14). Именно прославление, то-есть просто обращение к Господу без всякой просьбы - это и есть высшая форма молитвы, когда мы сами не просим ни о чем (понимая, что мы несовершенны, и сами просто не осознаем, что именно нам нужно; - в отличие от Господа, который видит нас насквозь и Сам знает, что нам нужно дать сейчас в данный момент времени, когда мы обращаемся к Нему с молитвой).
Эта высшая форма молитвы, которая может говориться вслух устами, либо в ментально в уме, либо безмолвно сердцем - это и есть высшая форма молитвы ко Христу (именно так молятся и ангелы, которые непрестанно прославляют Небесного Отца, ничего не прося для себя).
Поэтому лучше работать именно с этой краткой, но высшей формой молитвы - простым повторением имени Господа Иисуса; молитвы, которую Он заповедовал нам.
У вас может возникнуть вопрос: а как правильно работать с молитвой Иисуса святого Франциска, как распознавать свой духовный рост и т.д.?
Позвольте мне привести в качестве примера условные этапы работы с молитвой, которые характерны для большинства людей, но каждый из которых проходят по-своему, индивидуально:
1) УСТНАЯ: мы произносим молитву устами, сосредоточивая наше внимание на Его Имени.
2) УМНАЯ: мы не двигаем устами, но произносим Имя Иисуса Христа мысленно.
3) УМНО-СЕРДЕЧНАЯ: ум и сердце соединены в своем действии; внимание заключено внутри сердца, и там произносится молитва.
4) САМОДВИЖНАЯ: молитва утвердилась в сердце и без особого усилия воли сама произносится внутри сердца, привлекая туда внимание ума.
5) БЛАГОДАТНАЯ: молитва действует, как нежное пламя внутри нас, как вдохновение Свыше, услаждающее сердце ощущением любви Божией и восхищающее ум в духовные созерцания. Иногда соединяется с видением Света.
Постепенное восхождение в молитве является наиболее достоверным. Вступающему на поприще борьбы за молитву настойчиво советуется начинать с устной молитвы, пока она не усвоится нашим телом: языком, сердцем, мозгом.
Разрешите закончить словами святого Франциска, его молитвой-обращение к Небесному отцу, которая как нельзя лучше описывает духовный путь, к которому должен стремиться следовать каждый христианин:
Да будет воля Твоя
Всемогущий, вечный, праведный и милосердный Боже,
дай нам, несчастным, поступать по Твоей воле,
делать, что Ты хочешь,
и всегда хотеть того, что Тебе угодно,
чтобы, внутренне очищенные,
внутренне просвещенные и огнем Святого Духа зажженные,
мы могли следовать по стопам возлюбленного Сына Твоего,
Господа нашего Иисуса Христа,
и по благодати Твоей достигнуть Тебя,
о Всевышний,
Который в Троице совершенной и Единстве простом живешь и царствуешь во веки веков.
Аминь.