Наши практические рекомендации.

 

1. Когда обращаетесь к Богу, никогда не сосредотачивайтесь на себе самом. Никогда не спрашивайте себя, насколько вы близки к Богу. Грусть от мысли, что ты грешен и не совершенен - слишком человеческое чувство. Надо устремить свой взор выше, к Богу, к Его величию и бесконечности. Чистое сердце  (от Матфея 5:8) никогда не перестает преклоняться перед Господом, живым и истинным. Оно стремится постичь Бога и способно радоваться Богу, несмотря ни на что. Такое сердце одновременно и пусто, и наполнено.  Ему достаточно того, чтобы Бог был Богом, в этой мысли сердце находит мир и радость. И тогда Сам Бог становится его святостью. 

 

2. Святость - это не самореализация, не совершенство и не состояние полноты. Скорее, это пустота, которую ты открываешь в себе. Бог заполняет ее в той мере, в какой ты открываешься Его полноте.

Если мы примем наше ничтожество, оно станет свободным пространством, в котором может творить Бог.

 

3. Созерцать славу Господа, открывать, что Бог есть Бог, и Бог навеки, превыше людей, радоваться тому, что Он есть, восторгаться Его вечной юностью и благодарить Его за Него Самого, за Его несравненное милосердие - такова глубочайшая потребность той любви, которую Святой Дух Господень неустанно вливает в наши сердца. 

Именно это означает иметь чистое сердце (от Матфея 5:8).

 

4. Этой чистоты не достичь ни волей, ни внутренними усилиями. Надо просто освобождаться от всего, выметать все из себя. Принять бедность и нищету своей души (от Матфея 5:3). Отказаться от всего, что нас отягощает, даже от тяжести собственных грехов. Не видеть ничего, кроме славы Господа, и отдаться её свету. Бог существует, и этого достаточно. Тогда сердце станет легким, как жаворонок, опьяненный простором и голубизной неба. Оно оставит все заботы, все тревоги. Его стремление к совершенству сменится простой и чистой жаждой Бога.

 

5. Следуя призыву Бога, человек отдается какому-то делу. Он отдается ему страстно и с энтузиазмом; это совершенно правильно и необходимо. И потом на плодах нашего труда мы всегда оставляем свою подпись, свой след, присваивая их тем самим себе.  

Но человек не спасается своими делами, как бы хороши они не были. Ему надо самому стать делом Божьим. Он должен стать более податливым, более покорным в руках своего Творца, чем глина в руках гончара. Более гибким и терпеливым, чем ива в руках корзинщика. Более бедным и покинутым, чем мертвое дерево в лесу среди зимы. И только в таком бедственном положении, признав свою нищету, человек может полностью отдать себя Богу, доверив свою жизнь и свое спасение. Так он учится святому послушанию. Он становится ребенком (от Матфея 18:3 - "И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" )  и может смотреть на солнце и на смерть в равной степени серьёзно и легко.

 

6. Быть зрелым - это не значит пытаться соответствовать идеалу, пусть даже самому возвышенному и святому, а принять действительность такой, как она есть, принять окружающий мир и людей такими, как они есть. Человек, следующий своему идеалу, всегда остается замкнутым в себе; он подобен насекомому, которому не удалось вылупиться из своего кокона. Ему не хватает тишины, глубины и покоя (глубина человека - это его готовность принять действительность такой, какая она есть, принять людей и обстоятельства такими, как они есть). В конце концов, такой человек оказывается в том самом месте, с которого начинал. Ему кажется, что он что-то изменил в мире, но в реальности он умирает, даже не увидев солнечный свет Небесного Отца. Он никогда не просыпался в реальном мире, всегда жил во сне.

Принять действительнось нелегко. Мы всегда хотим так или иначе прибавить себе роста на лишний локоть. Такова цель большинства наших действий, даже когда мы думаем, что трудимся для царства Божьего.  И лишь только тогда, когда мы потерпим полное поражение, мы поймём, что есть только одна бесконечная реальность - существующий Бог. Лишь Он один всемогущ, и лишь Он один свят и добр.

Человек, который принимает эту реальность и радуется от всего сердца, обрел мир и он способен по-настоящему принять самого себя. Он становится свободным от ненужных стремлений, его уже ничто не может смутить. Его воля стала простой, и в то же время необъятной, как целый мир - простой и чистой волей Бога, охватывающей всё и всё принимающей. Он полностью открыт действию Бога, Который делает из него, что хочет, и ведет его туда, куда хочет. И это святое послушание допускает его к самым глубинам мироздания, к силам, которые движут светилами и дают красоту цветения самым скромным полевым цветам. Он видит мир изнутри и открывает то Высшее Благо, их Которого произошло все существующее и Которое будет однажды все во всем. Но для него Всевышний уже воссиял во всякой твари. Он сам уже участвует в этой Доброте. Он становится милосердным, солнечным, как Отец, по велению Которого солнце светит с равной щедростью добрым и злым.

 

7. Это не значит, что мы должны быть безразличными к злу и ошибкам. Но мы не должны раздражаться и приходить из-за этого в смятение. Надо смотреть на зло и ошибки так, как это делает Бог: там, где мы видим ошибку, заслуживающую осуждения и наказания, Бог видит прежде всего несчастного человека, нуждающегося в помощи. Он - Всемогущий, но в то же время и самый кроткий, самый терпеливый среди живущих. Бог не злопамятен, даже когда творение восстает против Него, для Него оно всегда останется Его детищем. Конечно, Он мог бы его уничтожить. Но разве Бог получил бы удовольствие от разрушения того, что Он Сам создал с такой любовью? Все, сотворенное Им, всегда остается неразрывно связанным с Ним. Он - самый безоружный их всех существ перед Своими же созданиями, как мать перед своим ребенком.

 

8. Никто не любит нас так, как Он. И мы должны стараться подражать Ему и прежде всего нужно хотеть стяжать Святой Дух Господень. Только Он сможет сделать нас добрыми до самой глубины души.

 

9. Нужно нести и проповедовать Евангелие и путь Иисуса Христа другим людям, так как сам Господь посылает нам делать это и без этого мы не сможем достичь Его царства. Нести Благую Весть - это значит сказать людям: Бог любит всех вас в Господе Иисусе. 

Но не достаточно это просто сказать, нужно быть самому убежденным в этом. И не только убежденным, но и вести себя с людьми так, чтобы они почувствовали и поняли, что они нуждаются в спасении, что их истинное превосходит все мечты и чаяния. Так они станут смотреть на себя по-новому, увидят, что в них есть что спасать, что в них есть что-то большее и благороднее того, о чем они думали. 

Вот, что значит нести Благую Весть. И это можно сделать только, если подарить им свою дружбу. Настоящую, бескорыстную дружбу без снисходительности, построенную на глубоком доверии и уважении.