Обращение работы и повседневных обязанностей в мощный инструмент духовного роста.

 

Пусть работа будет для них даром, а также участием в деле творения, искупления и служения людям” (Устав ФОМ, ст. 16)

 

Для Франциска работа была даром, а возможность трудиться – благодатью. Ежедневный труд – это не только средство к существованию, но и повод для служения Богу и людям, и путь к развитию собственной личности (Конституция ФОМ, ст. 21.1)

 

Наверно многие из нас не догадываются, что молиться, обращаться к Богу, к Иисусу Христу и Богородице можно не только в церкви, и не только дома, отложив свои домашние дела. Молиться Небесному Отцу можно и в течении всего дня, когда мы занимаемся ежедневными делами: на работе, в офисе, занимаясь семьей, и даже просто отдыхая, когда мы смотрим телевизор, или читаем книжку.

 

Рецепт прост: надо посвятить Богу то, что ты делаешь в настоящий момент ;  если работаешь – посвяти Ему работу и результаты своего труда; если делаешь что-то для семьи – посвяти это прежде всего Ему, и потом своим родным и близким; если смотришь фильм – скажи про себя, что ты это тоже делаешь для Него, и т.д.

 

Используйте каждую минуту своего времени как “обращение, как то обращение к Богу, о котором говорит Святой Франциск.

 

И здесь очень важный момент:  после освящения своей работы или дела, ты должен стараться его делать максимально хорошо, стараться делать с полной отдачей.   Ты должен стремиться к совершенству в этой работе: по человеческим меркам доводить начатое до совершенства, т.е. быть профессионально компетентным, и уметь работать, стремясь к совершенству в христианском смысле, т.е. из любви к воле Божией и ради служения ближнему.

 

Великая святость – в ежеминутном исполнении малого долга” – так говорят учителя церкви. Примерами подобных мелочей могут служить незначительные поступки, в которых проявляются уважение к другим, желание служить ближнему, чуткость и тактичность, стремление к порядку и пунктуальности. Такие скромные дела, будучи исполненными во имя Божие, имеют огромное значение для христианской жизни. Для большинства людей супружеская и семейная жизнь – одна из этих повседневных реальностей, которая открывает путь к святости (так же как выполнения своих обязанностей на работе).

 

Вот что говорит об этом Иисус в притче о неверном управителе и работнике  (Евангелие от Матфея, гл.25):

 

14Ибо Он (Бог) поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

22Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа'л, 25и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа'л; 27посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; 30а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

 

Все, что у нас есть, все что мы имеем – работа, семья, имущество, и т.д. – все принадлежит Небесному отцу.  И нет той части в нашей жизни, которая не является важной (по сравнению с духовной работой); все что мы делаем, мы делаем только для Него,  и поэтому халатности (или лени) не может быть ни в каком деле.

 

Мы ведь не случайно родились именно в этой стране, в этом городе, нас окружают именно эти люди и живем мы именно в той семье, которая нам дана; не случайно мы имеем именно эту профессию и работу, и т.д.; - это все нам дано Небесным Отцом не просто так.

 

Иисус говорит также о том кресте (наших всех обязанностей), который должен нести каждый христианин:

23Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

24Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.

25Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?

(Евангелие от Луки, гл.9)

 

Человек не может быть плохой в своей профессии, или плохим отцом, или плохой матерью и т.д., и при этом быть хорошим христианином.  Только если мы полностью отдаемся своему делу (любому делу, не только делу молитвы), то только тогда достигаем хороших результатов; только если  делаем это с полной отдачей так, что это чувствуют наши близкие и кто возле нас – только тогда мы сможем быть хорошими последователями и учениками Иисуса Христа.  Если человек халатен в одном деле (любое дело всегда дается нам Небесным Отцом), то он будет халатен и во всем.

 

И мы должны помнить об этом, посвящать свой труд Ему, молиться об этом, каждую минуту совершать обращение к Богу и освящать любое свое дело, отдавать себя в Его руки – только тогда мы сможем достичь тех высоких духовных вершин, которые покорил наш святой Франциск Ассизский.