Одной из самых любимых молитв святого Франциска была очень простая молитва.
Он любил очень тихо про себя (если находился возле людей), либо громко (когда рядом никого не было) повторять "Иисус, Иисус, Иисус..."
Эта короткая молитва может быть стать для вас очень близкой, так как она вмещает в себя всю сущность христианского учения - имя Бога и слово Спасение.
Имя Иисус было дано по откровению Свыше. Оно исходит из вечной Божественной сферы, и никак не является измышлением земного разума, хотя и выражено обычным материальнымсловом.
Когда мы произносим имя Христа, призывая Его к общению с нами, то Он, все наполняющий, внимает нам и мы входим в живой контакт с Ним. Как предвечный Логос Отца, Он пребывает в нераздельном единстве с Ним, и Бог-Отец через Слово Свое вступает в общение с нами. Христос -единородный Сын Отца, и потому говорит, что "никто не приходит к Отцу, как только чрез Него" (ср.: Ин. 14, 6). Имя Иисус — значит Бог-Спаситель; как таковое, оно может быть отнесено ко всей Святой Троице. Но в молитве Франциска Имя Иисус употребляется исключительно как собственное Имя Богочеловека, и ум наш обращен при этом вниманием к Нему. В Нем обитает вся полнота Божества телесно, говорит апостол Павел (Кол. 2,9). В Нем не только Бог, но и весь род человеческий. Молясь Именем Иисуса Христа, мы ставим себя пред абсолютной полнотой и бытия духовного, и бытия материального. Чтобы войти в область этой полноты Бытия, мы должны вселить Его в нас так, чтобы Его жизнь стала и нашей, через призывание Имени Его, согласно заповеди: "Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" (1 Кор. 6, 17).
Возможно установить некоторую последовательность в процессе развития этой молитвы внутри нас:
1) УСТНАЯ: мы произносим молитву устами, сосредоточивая наше внимание на Имени.
2) УМНАЯ: мы не двигаем устами, но произносим Имя Иисуса Христа мысленно.
3) УМНО-СЕРДЕЧНАЯ: ум и сердце соединены в своем действии; внимание заключено внутри сердца, и там произносится молитва.
4) САМОДВИЖНАЯ: молитва утвердилась в сердце и без особого усилия воли сама произносится внутри сердца, привлекая туда внимание ума.
5) БЛАГОДАТНАЯ: молитва действует, как нежное пламя внутри нас, как вдохновение Свыше, услаждающее сердце ощущением любви Божией и восхищающее ум в духовные созерцания. Иногда соединяется с видением Света.
Постепенное восхождение в молитве является наиболее правильным и безопасным. Вступающему на поприще борьбы за молитву настойчиво советуется начинать с устной молитвы, пока не усвоится она нашим телом: языком, сердцем, мозгом. Длительность этого периода различна у каждого; чем глубже внутреннее покаяние, тем короче путь.
Практика этой молитвы может быть на время связана с психосоматической техникой, т. е. носить характер ритмического или неритмического произношения молитвы умом посредством вдыхания и выдыхания (эта техника описывается отдельно ниже). Такое делание может быть полезным, если при этом не теряется из виду, что каждое призывание Имени Христа должно быть неразлучно с Ним, Его Персоной, неотрывно от Лица Бога. Иначе молитва превращается в техническое упражнение и становится грехом против заповеди: "Не произноси Имени Господа Бога твоего напрасно" (Исх. 20, 7; Втор. 5, 11).
Когда внимание ума установится в сердце, тогда становится возможным полный контроль происходящего внутри сердца, и борьба со страстями принимает разумный характер. Молящийся видит внешних и внутренних врагов, приближающихся к нам, и может отгонять их силою Имени Христа. Сердце при таком состоянии утончается и становится прозорливым: интуитивно знает о состоянии того лица, о котором произносится моление. Таким образом совершается переход от умной молитвы к умно-сердечной, — после чего можно переходить к молитве самодвижной.
Мы стремимся предстоять Богу в единстве и целостности нашего существа. Призывание в страхе Божием Имени Спасителя, соединенное с постоянным старанием жить согласно заповедям, приводит постепенно к блаженному единству всех наших сил, прежде разбитых падением. В этом чудном, но болезненно трудном подвиге никогда не должно спешить. Бог не насилует нашу волю, но и Его невозможно заставить силою сделать что бы то ни было. Достигаемое усилием воли чрез психотехнику не удерживается надолго, и что важнее, не соединяет нашего духа с Духом Бога Живого.
В условиях современного мира молитва требует сверхчеловеческого мужества, так как ей противится совокупность космических энергий. Устоять в нерассеянной молитве означает победу на всех уровнях натурального существования. Путь сей долог и тернист, но приходит момент, когда луч Божественного Света прорежет густой мрак и создаст пред нами прорыв, сквозь который мы увидим Источник этого Света. Тогда молитва имени Иисуса принимает измерения космические и метакосмические.
"Упражняй себя в благочестии. Ибо телесное упражнение мало полезно; а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Слово сие верно и всякого приятия достойно, ибо мы для того и трудимся... что уповаем на Бога Живого, Который есть Спаситель всех человеков... Проповедуй сие и учи" (1 Тим. 4: 7—11). Следовать сему учению апостола явится наивернейшим путем к Искомому нами. Мы не думаем об искусственных средствах достижения обожения: мы веруем, что Бог пришел на землю, и открыл нам тайну греха, и дал нам благодать покаяния. Полнота христианского совершенства в пределах земли недостижима. Св. Иоанн пишет так: "Бога никто никогда не видел; Единородный Сын, сын в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1, 18). И он же утверждает, что в грядущем веке мы "увидим Его, КАК ОН ЕСТЬ" (1 Ин. 3, 2). "...Всякий, имеющий надежду сию... очищает себя, так как Он чист... всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий, согрешающий не видел Его, и не познал Его" (1 Ин. 3, 6). Полезно впитать содержание сего послания, чтобы призывание Имени Иисуса стало действенным, спасительным; чтобы "мы перешли из смерти в жизнь" (1 Ин. 3, 14), чтобы мы облеклись силою Свыше (ср.: Лк. 24, 49).
Делание этой молитвы теснейшим образом связывается с богословием Имени Божьего. В ней заключена божественная сила, восставляющая мертвых грехами; светом просвещающая ум, сообщая ему способность видеть действующие в "космосе" силы; она же дает возможность созерцать совершающееся внутри нашего сердца и ума: "она проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит чувствования и помышления сердечные" (Евр. 4, 12).
Благоговейное делание этой молитвы приводит человека ко встрече со многими скрытыми в атмосфере противодействующими энергиями. Приносимая в состоянии глубокого покаяния, она проникает в область, лежащую за пределами "мудрости мудрецов и разума разумных" (1 Кор. 1, 19). Она становится силою, соединяющею наш дух с Духом Божиим, дающею чувство живого присутствия внутри нас вечности, как предварительно проводила нас по безднам тьмы, скрытой в нас.
Эта молитва — великий дар Неба человеку и человечеству.
Насколько важно пребывание (чтобы не сказать — упражнение) в молитве — показывает и самый опыт. Можно привести провести параллель с естественной жизнью нашего мира и привести примеры из известных нам фактов современной нам повседневности. Спортсмены, приготовляясь к предстоящим им состязаниям, в течение долгого времени повторяют одни и те же номера, чтобы в момент самого испытания проделать все движения, хорошо уже усвоенные, быстро, уверенно и как бы механически. От количества упражнений зависит и качество исполнения. Вот еще можно привести об одной реальной истории: в одном европейском городе два брата женились почти одновременно на двух девушках. Одна из них — доктор медицины, большого ума и сильного характера. Другая — более красивая, живая, интеллигентная, но не слишком интеллектуальная. Когда приблизилось время родить для обеих, то свой первый опыт они решили совершить, следуя незадолго перед тем появившейся теории "безболезненных родов". Первая, доктор медицины, быстро поняла весь механизм этого акта и после двух-трех уроков определенной гимнастики оставила упражнения, уверенная, что она все поняла и в нужный момент реализует свои познания. Другая имела очень примитивное представление об анатомическом строении своего тела, но не была расположена заняться теоретической стороной, а просто с усердием отдалась повторению предписанного комплекса движений тела; достаточно освоившись, пошла на предстоящую операцию. И что же вы думаете? Первая, в момент родов, с начала появления болей, позабыла все свои теории и родила с большим трудом, "в болезни" (см.: Быт. 3, 16). Другая же без болей и почти без труда.
Так будет и с нами. Понять "механизм" молитвы Имени Иисуса для современного образованного человека — легко. Стоит ему помолиться две-три недели с некоторым усердием, прочитать несколько книг, и вот, сам он уже может к числу написанных добавить свою. Но в час смерти, когда весь наш состав подвергается насильственному разрыву; когда мозг теряет ясность и сердце испытывает или сильные боли, или ослабление, тогда все наши теоретические знания пропадут и молитва может потеряться.
Необходимо молиться годами. Читать немного, и только то, что находится в том или ином соприкосновении с молитвой и по своему содержанию содействует усилению влечения к покаянной молитве во внутреннем заключении ума. От долговременности молитва станет природой нашего существа, естественной реакцией на всякое явление в духовной сфере: будь то свет или тьма; явление святых ангелов или демонических сил; будь то радость или скорбь; словом, во всякое время, при всех обстоятельствах.
С такою молитвою наше рождение для вышнего мира может действительно стать "безболезненным".
Кратка книга Нового Завета, открывающая нам последние глубины безначального Бытия; теория молитвы Имени Иисуса также не требует длинных описаний. Недостижимо в пределах земли явленное нам Христом совершенство; не поддается описанию множество испытаний, чрез которые проходит подвижник сей молитвы.
Делание этой молитвы странным образом приводит дух человека к встрече с "силами", скрытыми в "Космосе". Она, молитва Именем Иисуса, вызывает борьбу против него этих космических сил, лучше же сказать: "мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных" (Еф. 6, 12). Вознося человека в сферы, лежащие за гранями земной мудрости, сия молитва в своих высших формах требует "ангела верного наставника".
Таким вашим наставником может для вас стать и святой Франциск; он ведь своим примером и показал силу молитвы Имени Иисуса. Помолитесь святому, обратитесь к нему с просьбой о помощи и поддержке – и он обязательно поможет вам!
ТЕХНИКА МОЛИТВЫ ИМЕНИ ИИСУСА
1. Сядьте в любую удобную для вас позу, выпрямив позвоночник и расслабив тело. При этом грудь должна быть выдвинута слегка вперед, плечи слегка развернуты назад, а подбородок нужно держать параллельно полу.
2. Начните наблюдать за движением дыхания, без каких-либо попыток контролировать его. Найдите место в теле, где вы ощущаете дыхание - это может быть в легких, в ноздрях, в "синусах" и т.д. Будьте отстраненным наблюдателем, не беспокойтесь о вдохе, выдохе или задержке дыхания. Просто будьте внимательны к тому, что делает само по себе дыхание, в естественном состоянии. Движение указательного пальца правой руки внутрь во время вдоха и наружу во время выдоха может быть очень полезным для Вас для настройки на дыхание.
3. Во время практики держите веки полузакрытыми, или закрытыми, а глаза приподнятыми слегка вверх, как бы смотрящими на большой палец чуть приподнятой вытянутой руки. Глаза не напрягайте - позвольте им расслабиться!
4. Добившись спокойного отстранённого наблюдения за дыханием, начните сопровождать вдох повторением Имени Иисуса – “Иисус, Иисус, Иисус…” и так далее; после и выдох сопровождайте этим повторением. Когда дыхание втекает, "как оно хочет" в согласии со своей собственной гармонией, сопровождайте его ментальной молитвой "Иисус, Иисус,...". Вообразите, что дыхание само по себе порождает эту вашу молитву. Когда дыхание так же естественно вытекает, сопровождайте его умом, опять ментально повторяя “Иисус, Иисус,…”.Повторяйте сосредоточенно молитву только в уме. Будьте внимательны - не двигайте языком и губами.
Не забывайте, что дыхание течет естественным путем, вы сами его искусственно не замедляете, и не ускоряете.
5. Если в какой-то момент дыхание остановилось естественным образом, воспринимайте эту паузу спокойно, отождествляя себя с этим покоем (паузой). Сохраняйте это отождествление до тех пор, пока дыхание снова не начнется само по себе когда оно само захочет, в соответствии с его собственной гармонией. Это нормальное состояние, так как кровь насыщена кислородом, а потребление энергии телом уменьшено в результате общего глубокого расслабления и наполненности всех клеток энергией. Но не делайте активно задержку дыхания во время вдоха и выдоха, дыхание по-прежнему должно оставаться естественным, а наблюдение отстранённым. Сколько бы раз ум не отклонялся от молитвы Имени Иисуса, мягко возвращайте его назад к выполнению техники.
6. Для того чтобы удерживать ум на дыхании и отличать вдох от выдоха, когда вы станете глубже уходить в себя, может помочь сгибание указательного пальца к ладони при вдохе, и разгибание его при выдохе.
7. 10-15 минут практики прекрасно для начинающих. С каждым разом постепенно увеличивайте её длительность, по мере вашего продвижения.
8. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ГЛАВНОМ - что каждое призывание Имени Христа должно быть неразлучно с Ним, Его Персоной, неотрывно от Лица Бога. Иначе молитва превращается в техническое упражнение и становится грехом против заповеди: "Не произноси Имени Господа Бога твоего напрасно" (Исх. 20, 7; Втор. 5, 11).
Вариант техники 2: делайте все то же самое, только без привлечения и участия дыхания; повторяйте молитву “Иисус, Иисус,…” без привязки к своему дыханию.
Очень важно понимать, делание молитвы Имени Иисуса – это составляющая часть общей медитации; очень важно при этом выполнять и другие пункты медитации святого Франциска, как они описаны на странице:
www.san-francesco.biz/медитация-святого-франциска/
ТАКЖЕ МЫ ОЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМ ПЕРЕД ПРАКТИКОЙ ДЕЛАНИЯ ИМЕНИ ИИСУСА ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ ЛИТАНИЮ К СВЯТЕЙШЕМУ ИМЕНИ ИИСУСА:
Господи, помилуй.
Христе, помилуй.
Господи, помилуй.
Иисус, внемли нам.
Иисус, услышь нас.
Отче Небесный, Боже, помилуй нас.
Сын, Искупитель мира, Боже, помилуй нас.
Дух Святой, Боже, помилуй нас.
Святая Троица, единый Боже, помилуй нас.
Иисус, Сын Бога живого, помилуй нас.
Иисус, Отца сияние, помилуй нас.
Иисус, вечного света блистание, помилуй нас.
Иисус, Царь славы, помилуй нас.
Иисус, Солнце правды, помилуй
нас.
Иисус, Сын Марии Девы, помилуй нас.
Иисус отраднейший, помилуй нас.
Иисус предивный, помилуй нас.
Иисус, Бог крепкий, помилуй нас.
Иисус, Отец будущего века, помилуй нас.
Иисус, Ангел великого совета, помилуй нас.
Иисус всемогущий, помилуй нас.
Иисус долготерпеливый, помилуй нас.
Иисус всепослушный, помилуй нас.
Иисус кроткий и смиренный сердцем, помилуй нас.
Иисус, любящий целомудрие, помилуй нас.
Иисус, Бог мира, помилуй нас.
Иисус, податель жизни, помилуй нас.
Иисус, пример добродетели, помилуй нас.
Иисус, ревнитель о душах наших, помилуй нас.
Иисус, Бог наш, помилуй нас.
Иисус, прибежище наше, помилуй нас.
Иисус, Отец убогих, помилуй нас.
Иисус, сокровище верных, помилуй нас.
Иисус, Пастырь добрый, помилуй нас.
Иисус, Свет истинный, помилуй нас.
Иисус, мудрость вечная, помилуй нас.
Иисус, доброта бесконечная, помилуй нас.
Иисус, радость ангелов, помилуй нас.
Иисус, Царь патриархов, помилуй нас.
Иисус, Наставник апостолов, помилуй нас.
Иисус, вдохновитель евангелистов, помилуй нас.
Иисус, крепость мучеников, помилуй нас.
Иисус, свет исповедников, помилуй нас.
Иисус, целомудрие девственниц, помилуй нас.
Иисус, венец всех святых, помилуй нас.
Будь милостив, прости нас, Иисус.
Будь милостив, услышь нас, Иисус.
От всякого зла избавь нас, Иисус.
От всякого греха избавь нас, Иисус.
От гнева Твоего избавь нас, Иисус.
От козней диавольских избавь нас, Иисус.
От духа нечистого избавь нас, Иисус.
От смерти вечной избавь нас, Иисус.
От непослушания воле Твоей избавь нас, Иисус.
Ради тайны святого Воплощения Твоего избавь нас, Иисус.
Ради рождения Твоего избавь нас, Иисус.
Ради детства Твоего избавь нас, Иисус.
Ради божественной жизни Твоей избавь нас, Иисус.
Ради трудов Твоих избавь нас, Иисус.
Ради предсмертного борения Твоего избавь нас, Иисус.
Ради креста и оставленности Твоей избавь нас, Иисус.
Ради скорбей Твоих избавь нас, Иисус.
Ради смерти и погребения Твоего избавь нас, Иисус.
Ради воскресения Твоего избавь нас, Иисус.
Ради вознесения Твоего избавь нас, Иисус.
Ради Святой Евхаристии, Тобою установленной, избавь нас, Иисус.
Ради радости Твоей избавь нас, Иисус.
Ради славы Твоей избавь нас, Иисус.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, прости нас, Иисус.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, услышь нас, Иисус.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас, Иисус.
Стих: Иисус, внемли нам.
Ответ: Иисус, услышь нас.