Глава 1

 

О ступенях восхождения к Богу и о том, как видеть Его в следах, оставленных Им во Вселенной

 

1. «Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези восхождения направлены к Тебе из долины плача»[1].

 

Поскольку блаженство является не чем иным, как наслаждением высшим благом, и так как высшее благо выше нас, то мы не можем обрести счастье, не поднявшись над собой — не посредством физического перемещения, а благодаря движению сердца. Но подняться над собой мы не можем до тех пор, пока нас не поднимет высшая сила. Сколько бы ни было в нашей внутренней жизни упорядоченных ступеней, ничего не произойдет, если только нас не будет сопровождать Божья помощь. А помощь Бога приходит к тем, чья смиренная и благоговейная молитва исходит от сердца. Следует просить об этой помощи пылкой молитвой в долине плача. Так что молитва — мать и источник восхождения к Богу. Поэтому Дионисий в начале своей книги «О мистическом богословии», желая дать нам наставления относительно духовного экстаза, молится: «Так что помолимся и обратимся к Господу Богу нашему с такими словами: Настави меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего”»[2].

 

2. Если мы молимся так, то нам дается свет, освещающий ступени восхождения к Богу. Ибо в соответствии с нашим нынешним состоянием сотворенная Вселенная сама может служить лестницей, позволяющей достичь Бога. Среди всего сотворенного одно является следом, а другое — образом, одно телесное, а другое духовное, одно временное, а другое вечное, одно вне нас, а другое в нас. Чтобы достичь того духовнейшего вечного Истока, который над нами, нужно пройти через те телесные и временные следы, которые вне нас. И это выведет нас на путь к Богу. Далее нам нужно войти в свою внутреннюю реальность, в бессмертный образ Бога — образ, который вечен, духовен и находится в нас. И это позволит нам войти в истину Божью. В итоге мы должны, подняв свои глаза на сам Исток, дойти до того вечного духовнейшего, которое над нами. И это придет нас к радости в познании Бога и благоговении перед Его величием.

 

3. Таким образом, удаление «в пустыню на три дня пути»[3] и тройное озарение одного дня таковы: первое как вечер, второе как утро, третье как полдень. Это имеет отношение к тройному существованию вещей: в материи, в понимании и в вечной искусности (ars) Бога, в соответствии с чем написано: «Да будет, создал и стал»[4]. Это также соответствует тройной субстанции во Христе (который для нас лестница): физической, психодуховной и божественной.

 

4. Согласно этой тройной последовательности у нас есть три основных вида восприятия. Первый направлен на то физическое, которое вне нас. Поэтому данный вид называют животным восприятиям, или восприятием посредством чувств. Второй вид относится к тому внутреннему, которое внутри человека. Это психическое восприятие. В третьем виде восприятия человек тянется к тому, что выше его, поэтому такое восприятие называется «разумением». На пути к Богу следует использовать все три вида восприятия и возлюбить Его «всем сердцем», «всею душою» и «всем разумением» [5]. В этом мы видим полное соблюдение Закона и христианскую мудрость.

 

5. Каждый из трех вышеупомянутых видов восприятия удваивается, поскольку Бога можно считать Альфой и Омегой[6], то есть благодаря каждому из трех видов восприятия можно видеть Бога через зеркало или в зеркале. Или каждый из трех может рассматриваться в отношении с другими, с которыми он связан, или просто в чистом виде, сам по себе. Так что нужно увеличить число этих основных ступеней с трех до шести. Как Бог создал Вселенную за шесть дней, так и человеку надлежит последовательнейшим образом идти к покою созерцания по шести ступеням озарения. Символом это являются шесть ступеней, ведущих к трону Соломона[7]. Подобным образом, у серафимов, увиденных Исаией, по шесть крыльев[8]; Господь «воззвал к Моисею из среды облака»[9] через шесть дней; и, как пишет Матфей, «по прошествии дней шести» взял Иисус учеников на гору и преобразился перед ними[10].

 

6. Шесть ступеней пути к Богу соотносятся с шестью уровнями способностей человека, благодаря которым мы поднимаемся из глубин к вершинам, переходим от внешнего к внутреннему и от временного к вечному. Эти шесть способностей таковы: ощущение (sensus), воображение (imagination), рассудок (ratio), понимание (intellectus), интеллект (intelligentia) и высшая точка разума — искра сознания (synderesis scintilla). Данными способностями нас снабдила природа. Грех исказил их, но благодать их восстанавливает. Их следует очистить праведностью, развить знанием и довести до совершенства мудростью.

 

7. Когда был сотворен человек, у него была склонность к созерцательному покою. Поэтому Бог «поселил его в саду Едемском»[11]. Но первый человек, отвернувшись от истинного света, предпочел преходящие блага, согнулся под тяжестью своего проступка, и весь род человеческий согнулся под тяжестью первородного греха, который влияет на человеческую природу двояко: заражает ум невежеством, а тело — похотью. В результате слепой человек в неестественном состоянии пребывает во мраке и неспособен увидеть свет небес, если только благодать и праведность не помогут ему справиться с похотью, а знание и мудрость — с невежеством. Все это происходит благодаря Иисусу Христу, «который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением»[12]. Ибо так как Он есть сила Бога и мудрость Бога[13] и воплощенное Слово, «полное благодати и истины»[14], то Он является источником благодати и истины. Он посылает нам благодать любви, которая очищает всего человека, все его три вышеперечисленные способности, поскольку исходит «от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» [15]. Он учит нас познанию истины в соответствии с тремя видами теологии (символической, буквальной и мистической), чтобы благодаря символической теологии мы могли правильно использовать то, что воспринимается чувствами, благодаря буквальной теологии могли должным образом подходить к тому, что постигается разумом, а благодаря мистической теологии могли подняться над интеллектом и погрузиться в экстаз.

 

8. Так что тому, кто стремится прийти к Богу, необходимо сторониться греха, искажающего природу. Описанные выше естественные способности должны быть подчинены преображающей благодати, и это достигается молитвой. Также эти способности должны подвергнуться воздействию очищающей праведности, и этого достигают в повседневной деятельности. Еще на них должно повлиять озаряющее знание, что достигается медитацией, и совершенствующая мудрость, что достигается созерцанием. Как нельзя обрести мудрость иначе, чем благодаря благодати, праведности и познанию, так нельзя прийти к созерцанию иначе, чем посредством глубокой медитации, святости жизни и искренней молитвы. Так как основой верного направления воли и ясного понимания служит благодать, то нам, прежде всего, нужно молиться. Также мы должны жить в святости. И нам необходимо сосредоточиться на созерцании истины. Устремив на нее свой взор, мы должны постепенно подниматься, пока не достигнем вершины горы, где является Бог богов на Сионе [16].

9. Но так как прежде чем спуститься по лестнице Иакова[17] нам вначале нужно подняться, то давайте поместим первую ступень внизу, принимая весь этот воспринимаемый чувствами мир за зеркало, с помощью которого мы можем прийти к Богу — Высшему Создателю. Так мы можем стать истинными евреями, переходящими из Египта в Землю обещанную отцам[18]. И мы будем истинными христианами, переходящими вместе с Христом «от мира сего к Отцу»[19]. Мы полюбим ту мудрость, которая зовет нас, говоря: «Приступите ко мне, желающие меня, и насыщайтесь плодами моими»[20]. «Ибо от величия красоты созданной сравнительно познается Виновник бытия их»[21].

 

10. В сотворенном мире сияет высшая власть, мудрость и благость Создателя, а телесные органы восприятия предают внутреннему восприятию знание о воспринимаемом трояким образом, ибо телесные органы восприятия содействуют интеллекту в рациональном исследовании, истинной вере (fideliter credenti) и интеллектуальном рассмотрении. При исследовании интеллект принимает во внимание актуальное существование вещей, в процессе принятия видит привычный ход событий, а при рассуждении учитывает потенциальное превосходство вещей.

 

11. В первом способе восприятия рассматривающий видит вещи такими, каковы они есть по себе, и распознаёт в них вес, число и меру. Вес связан с местом, к которому вещи тяготеют, число представляет собой то, чем вещи отличаются, а мера является тем, что их ограничивает. Таким образом, мы видим у вещей форму, род и порядок, а также субстанцию, силу и действие. Исходя из этого, можно подняться от следов к пониманию безмерной власти, мудрости и благости Создателя.

 

12. При втором способе восприятия (полагаясь на истину [Писания]) мы рассматриваем мир, уделяя внимание его началу, развитию и концу. Ибо именно благодаря истинной вере мы принимаем, что «веки устроены словом Божиим» [22]. Благодаря истинной вере мы признаём, что упорядоченнейшим образом друг за другом следует эпохи трех законов: естественного закона, Священного Писания и милости [Божьей]. Благодаря вере мы понимаем, что существование мира приходит к концу, и что будет Страшный Суд. В естественном законе мы видим власть высшего Источника, в законе Писания мы видим предусмотрительность этого Источника, а в законе милости [Божьей] — благость Источника.

 

13. В третьем способе восприятия мы, рассуждая, видим, что одно лишь существует, тогда как другое существует и живет, а третье помимо существования и жизни может еще и различать. Тут мы понимаем, что из этих трех первое наименее совершенно, второе — промежуточное, а третье является самым совершенным. Опять-таки, мы видим, что одно лишь физическое, тогда как другое частично физическое, а частично духовное. Отсюда мы делаем вывод, что должно быть нечто вполне духовное, которое лучше и достойнее двух первых типов существования. Также мы видим, что некоторые вещи изменчивы и тленны (как земные объекты), а другие изменчивы, но нетленны (как небесные тела). На основании этого мы можем прийти к заключению, что есть неизменное и нетленное бытие, превосходящее небесный мир.

Так мы поднимаемся от видимых реалий к рассмотрению могущества, мудрости и благости Бога, который сущий, живой, разумный, исключительно духовный, нетленный и неизменный.

 

14. Это рассмотрение можно расширить до семеричных свойств созданий. Эти свойства дают семь свидетельств силы, мудрости и благости Бога — если рассмотреть происхождение, величину, множество, красоту, полноту, действие, упорядоченность всех существ. Ибо происхождение вещей (если говорить об их сотворении, различении и украшении [Богом] в деяниях шести дней) говорит о силе, сотворившей всё из ничего, о мудрости, ясно разграничившей всё, и о благости, которая всё богато украсила. Величина вещей, определяемая их длиной, шириной и глубиной или размахом распространения их энергии вдоль, вширь и вглубь (как с проникновением света), а также характером их внутреннего длительного проникающего воздействия (как под влиянием огня) ясно указывают на безмерную силу, мудрость и благость триединого Бога, который, хотя и безграничен, но находится во всем в виде своей силы, присутствия и сущности. Великое множество вещей при таком многообразии общего, особенного и индивидуального в их субстанции, форме, облике и воздействии, которое превыше человеческих мерок, открывает нам и ясно показывает беспредельность трех вышеперечисленных атрибутов Бога. Красота вещей (различный свет, очертания и цвет простых и смешанных тел, и даже таких сложных, как небесные тела; минералов, камней и металлов, растений и животных) отчетливо говорит о трех вышеперечисленных атрибутах Бога. Более того, об этом же ясно свидетельствует тот факт, что в соответствии с порождающими причинами материя полна форм, форма полна сил (в зависимости действующего потенциала), а силе, в соответствии с побудительной причиной, присуща полнота воздействия. Подобным образом разные виды действий (естественные, искусственные и нравственные) своим великим многообразием указывают на бесконечность той силы, искусности и благости, которые являются для всех вещей «причиной существования, началом разумения и порядком жизни» [23]. И, наконец, порядок вещей (если рассматривать их с точки зрения долговечности, положения и воздействия — то есть в терминах «до» и «после», «выше» и «ниже», «благородное» и «низменное») ясно указывает в книге сотворенного мира на первенство, возвышенность и достоинство Вечного Истока в Его беспредельной силе. Порядок божественных законов, предписаний и суждений в книгах Писания свидетельствует о бесконечной мудрости Бога. Порядок божественных таинств, благодеяний и воздаяний в теле Церкви указывает на бесконечную благость Бога. Таким образом, этот порядок очевиднейшим образом ведет нас к Первому и Высшему, Сильнейшему, Мудрейшему и Наилучшему.

 

15. Так что всякий, кого не озаряет столь великое сияние в сотворенных вещах, слеп. Всякий, кто не пробужден таким криком, глух. Всякий, кого Божье творение не побуждает славить Создателя, нем. Всякий, которого все эти признаки не обращают к Истоку, неразумен. Поэтому открой глаза свои, приклони уши души твоей, отверзи уста и сердце твое обрати[24], чтобы во всем сотворенном видеть, слышать, восхвалять, любить, обожать, превозносить и почитать Бога, дабы не поднялся против тебя весь этот мир. Ибо иначе «мир ополчится с Ним против безумцев» [25]. И наоборот: мир будет причиной славы для мудрого, который может сказать словами пророка: «Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих», «как славны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих»[26].

 



[1] «Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены [к Тебе]» (Псалом 83:6).

[2] Псалом (85:11).

[3] «Они сказали: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу» (Исход 5:3).

[4] «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью» (Бытие 1:3, 7).

[5] «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Евангелие от Матфея 22:37).

[6] «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Откровение Иоанна Богослова 1:8).

[7] «К престолу было шесть ступеней» (Третья Книга Царств 10:19).

[8] «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Книга пророка Исаии 6:2).

[9] Исход (24:16)

[10] «По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними» (Евангелие от Матфея 9:2).

[11] Бытие (2:15).

[12] Первое послание апостола Павла к коринфянам (1:30).

[13] Евангелие от Иоанна (1:14; 1:17).

[14] Евангелие от Иоанна (1:14).

[15] Первое послание апостола Павла к Тимофею (1:5).

[16] Псалом (83:1).

[17] «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Бытие 28:12).

[18] «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему» (Бытие 28:13).

[19] Евангелие от Иоанна (13:1).

[20] Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова (24:21).

[21] Книга премудрости Соломона (13:5).

[22] «Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Послание апостола Павла к евреям 11:3).

[23] Августин Блаженный. О граде Божием (8:4).

[24] «Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию» (Книга притчей Соломона 20:17). «Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою» (Псалом 50:17).

[25] Книга премудрости Соломона (5:20).

[26] Псалмы 91:5 и 103:24.

 

                                                                                              КОММЕНТАРИИ

 

                                                                                                                       Первый курс

 

Как новому ученику францисканской школы теологии Парижского университета Вам, прежде чем приступить к профильному обучению, нужно получить ознакомительные знания. Вас ждут непростые занятия, и чтобы стать хорошим учеником, Вам нужно знать, чего ожидать от учебы и каковы подходы к ней. Затем Вы приступаете к изучению первого предмета: биологии. Вам объяснили, что дабы стать хорошим учеником францисканской школы теологии, нужно тратить время на наблюдения, упражняться в развитии веры и обращать пристальное внимание на характеристики объектов сотворенного мира. Еще нет ни телескопов, ни микроскопов, ни газовой горелки Бунзена. О ДНК ничего не известно. В основе Вашего биологического образования будет лежать, скорее всего, Аристотелевская классификация животных. Со времени начала изучения Вами средневековой биологии до начала XXI века должно пройти еще очень много времени.

 

В следах Бога

В детстве я всегда ждала семейного летнего отпуска, планировала, куда мы поедем, где остановимся, что увидим, где будем ловить рыбу. Все это было частью нашего путешествия. Мой отец пользовался возможностью научить меня ориентироваться по карте, собирать рюкзак и готовить рыболовное снаряжение. Все это наполняло меня энтузиазмом, вызывало радостное возбуждение и предвосхищение удовольствий и приключений, которые, как мы верили, ждут нас.

В первых восьми разделах своей книги Бонавентура делает точно то, что делал мой отец — готовит нас к путешествию. Он сообщает нам, что счастье, к которому мы стремимся, достижимо, что мы были созданы, дабы прийти к Богу, и что Бог в лице Иисуса Христа уже проделал этот путь прежде нас. Бонавентура расстилает перед нами карту, на которой он пометил путь, ведущий нас извне внутрь себя и возвышающий нас над собой. Бонавентура говорит, что с собой нам нужно взять побольше молитв, не забыть о решимости вести праведную жизнь и об устремленности к истине. Если в багажнике нашего автомобиля есть все это, то мы готовы отправиться в путь за умиротворением и совершить путешествие к Богу. И, конечно, Бонавентура советует нам иметь в качестве проводника святого Франциска.

 

Святой Франциск давно известен своим мистическим отношением к природе. Он проповедовал птицам и цветам, он называл солнце своим братом, а воду — своей сестрой. Он радовался всему сотворенному, видя в каждом человеке, животном, растении и предмете след, отпечаток, подпись Бога. В то время в Италии было широко распространено учение катаров, объявивших материальный мир злом, но тем, кто слушал проповеди Франциска о поиске Бога в материальных объектах, его слова приносили новую радость и надежду.

В другом своем трактате Бонавентура написал, что Бог дал нам две книги: книгу природы и Священное Писание. Подобно Франциску Ассизскому, Бонавентура считал, что узнать нечто важное о Боге человек может из книги природы. В первой главе «Восхождения к Богу» Бонавентура пишет, что в сотворенном мире все несет на себе следы, отпечатки Бога. Каждое создание говорит о Боге и является Его следом.

 

Я живу горах северной Аризоны, поросших сосновым лесом. Когда мы с собакой гуляем в лесу, нам часто попадаются следы лосей. Может мы не встречаем самих лосей, но их отпечатки, следы говорят о том, что ночью лоси тут были. Даже не зная, как лось выглядит, можно получить информацию о нем, оценив глубину его следов, длину его шага. Понятно, что это большое, тяжелое, четвероногое животное, с раздвоенными копытами, как у оленя. Следы лосей говорят нам об их присутствии, об их реальности и немного рассказывают нам об особенностях лося.

 

Так же и все создания в мире являются отпечатками Создателя. Большой каньон вопиет о величии Бога, любимая собака свидетельствует о Его верности, музыкальный аккорд может передать чувство глубины, фейерверки на День независимости демонстрируют блеск Бога, гейзеры в Йеллоустонском национальном парке говорят о Его мощи. И даже такие менее приятные создания, как гремучая змея или паук «чёрная вдова», могут сообщить нам (если мы позволим это сделать) нечто о Боге. Лет через шестьсот после Бонавентуры иезуит Джерард Мэнли Хопкинс написал: «Мир полон Божьего величия». В XIII веке францисканская монахиня и мистик Анджела из Фолиньо заявляла, что «весь мир беременен Богом». И сам Франциск в «Славословии творений» (первом стихотворении на итальянском языке[1]) с радостным и благодарным сердцем прославлял Бога в Его созданиях.

 

Бонавентурна хочет, чтобы на этом этапе своего путешествия мы узнали о том, что следы Бога в мире рассказывают нечто об их Создателе — независимо от того, видит ли человек эти следы и понимает ли их. Ниагарский водопад мощный и величественный, и мое наблюдение за водопадом не влияет на его мощь. Мощь Ниагары, громадность Большого каньона, особенности лосей — это всё свойства сотворенного мира, не зависящие от того, вижу ли я их и понимаю ли, нравятся ли они мне, фотографию ли я их и, даже, знаю ли об их существовании.

 

Когда позволяет погода, я часто обедаю на улице. Или просто сижу возле дома в удобном кресле, читая или что-то делая. Но, сидя спокойно, я наблюдаю за природой. Недавно пичужки, белки, бурундуки перестали обращать внимание на мое присутствие и стали вплотную приближаться ко мне. Я как бы сравнялась с малыми дикими созданиями. Дочь однажды заметила, что мой дворик — самое оживленное место в городе. И все это происходит независимо от того, присутствую ли я там, или нет. Господь является божественным Скульптором, чья рука видна в его работах уже хотя бы потому, что они существуют. Наблюдатель не придает смысл мирозданию, а наоборот, извлекает из него смысл.

 

Человек тоже является произведением божественного Скульптора. Чтобы узнать нечто о Боге, мы часто глядим в мир природы, но забываем о том, что каждый человек тоже является Его следом. Четыре года моя собака активно участвовала в программе терапии в местной больнице. Собаке нравилась ее работа, я же просто сопровождала ее на другом конце поводка. Увидев мою собаку в фойе или в коридоре, люди приветствовали и ласкали ее, общались с ней с большим энтузиазмом. А меня они, как правило, игнорировали! Мне часто хотелось сказать: «Эй, я тоже тут! Вы можете и меня поприветствовать! Я такой же человек, как вы!» Порой наши братья меньшие чувствуют себя увереннее и комфортнее, чем наши собратья-люди.

Терпение матери, милосердие сиделки, хитрость вора, напористость футболиста и даже решительность террориста — всё сообщает нам нечто об их Создателе. На этом отрезке путешествия Бонавентура не просит нас давать нравственную оценку поведению существ или тому, кто как решил использовать свою энергию. Бонавентура просит нас рассматривать отражающие Бога свойства всех существ (следов Бога) и удивляться им.

Человек пребывает в созданном Богом материальном мире, зависит от него и взаимодействует с ним. Именно благодаря взаимодействию с материальным миром, благодаря творению Божьему, человек находит эти следы Бога. Бонавентура побуждает нас сознавать наше окружение и быть частью его. Если мы ищем Бога в окружающем мире, в природе, в людях, с которыми общаемся, то мы найдем Его. Следами Бога покрыта вся планета.

 

Тут я советую медленно и медитативно прочесть первую главу «Восхождения к Богу» Бонавентуры.

 

Идя по следам Бога

 

Медленно, вдумчиво, с молитвенным настроением прочитайте «Славословие творений» Франциска Ассизского.

 

Песнь о солнце, или
Славословие творений

 

Всевышний, Всемогущий, благий Господи,
Тебе слава и хвала, честь и всякое благословение,
Тебе единому да будут возданы,
И никто из человеков не достоин именовать Тебя!

Хвала тебе, Господи мой, за все Твои творения,
Особливо же за достославного брата нашего Солнце,
Что день зачинает и светом нас освещает,
В лучах блистает и в лепоте великой,
И Твое, Господи, являет знаменование.

Хвала Господу моему за сестру Луну
И за Звезды небесные, ясные и утешные.

Хвала Господу моему за брата Ветра,
За Воздух и Тучи, за Вёдро и Ненастье,
Коими он всякому дыханию пропитание промышляет.

Хвала Господу моему за сестру Воду,
Ибо она весьма полезна, смиренна и стыдлива.

Хвала Господу моему за брата Огня,
Что светит в ночи:
Он ясен и бодр, неодолим и рдян.

Хвала Господу моему за матерь нашу Землю,
Что всех нас носит и питает,
Всяческие злаки произращает, цветы и травы на свет являет.

Хвала Тебе, Господи мой, за тех,
Что Тебя ради обиды прощают,
Горечь и скорбь с терпением сносят.
Блаженны с миром до конца претерпевшие,
Ибо от Тебя, Господи, венца сподобятся.

Хвала тебе, Господи мой, за сестру нашу Смерть,
Ее же никто из живущих не минует;
Но горе почиющим во грехе смертном!

Блажен, кто обретает себя в час свой последний
Верным святому Твоему изволению:
Смерть вторая повредить ему не возможет.

Славьте и хвалите Господа моего, величайте его,
И да служит ему всякое дыхание с великим смирением![2]

 

Выразите на бумаге свою реакцию на каждое из перечисленных творений Господа.

Выберите одно — два из этих творений (солнце, луну, звезды, воду, огонь, растения). Каким образом они являются Вашими братьями или сестрами? Каковы ваши отношения с этими созданиями, и какая ответственность за них лежит на Вас?

Франциск назвал смерть своей сестрой. Как вы понимаете сестру Смерть и как к ней относитесь?

Франциск возносит хвалу Господу за тех, кто прощает обиды. Какое место в Вашей жизни занимает прощение? Кого Вам нужно простить? Почему? Какое благо способность прощать приносит каждому из нас?

В чем проявляется то, что вы являетесь отпечатком Бога на своем кусочке планеты?

 

Избранные цитаты из первой главы

 

«Поскольку блаженство является не чем иным, как наслаждением высшим благом, и так как высшее благо выше нас, то мы не можем обрести счастье, не поднявшись над собой… Но подняться над собой мы не можем до тех пор, пока нас не поднимет высшая сила… Молитва — мать и источник восхождения к Богу» (1).

 

«В соответствии с нашим нынешним состоянием сотворенная Вселенная сама может служить лестницей, позволяющей достичь Бога» (2).

 

«Шесть ступеней пути к Богу соотносятся с шестью уровнями способностей человека… Их следует очистить праведностью, развить знанием и довести до совершенства мудростью» (6)

 

«Когда был сотворен человек, у него была склонность к созерцательному покою» (7).

 

«Тому, кто стремится прийти к Богу, необходимо сторониться греха, искажающего природу… Как нельзя обрести мудрость иначе, чем благодаря благодати, праведности и познанию, так нельзя прийти к созерцанию иначе, чем посредством глубокой медитации, святости жизни и искренней молитвы» (8).

 

«Давайте примем… весь этот воспринимаемый чувствами мир за зеркало, с помощью которого мы можем прийти к Богу — Высшему Создателю» (9).

 

«Можно подняться от следов к пониманию безмерной власти, мудрости и благости Создателя» (11).

 

«Так мы поднимаемся от видимых реалий к рассмотрению могущества, мудрости и благости Бога, который сущий, живой, разумный, исключительно духовный, нетленный и неизменный» (13).

 

«Так что всякий, кого не озаряет столь великое сияние в сотворенных вещах, слеп… Поэтому открой глаза свои, приклони уши души твоей, отверзи уста и сердце твое обрати, чтобы во всем сотворенном видеть, слышать, восхвалять, любить, обожать, превозносить и почитать Бога, дабы не поднялся против тебя весь этот мир» (15).

 



[1] Это не совсем верно: данное стихотворение было одним из первых поэтических произведений на итальянском языке.

[2] Перевод Сергея Аверинцева.