Глава 2
О том, как видеть Бога в следах, оставленных Им в мире, воспринимаемом чувствами
1. Но если говорить о зеркале вещей, воспринимаемых чувствами, то Бога можно видеть не только сквозь эти вещи, но и в них — в той степени, в какой Он пребывает в них своей сущностью, силой и присутствием. Такой способ рассмотрения выше предыдущего. Так что его можно считать второй ступенью созерцания, призванного привести нас к способности видеть Бога во всем сотворенном, которое входит в наше сознание через телесные органы чувства.
2. Нужно заметить, что этот мир (называемый макрокосмом) входит в человека (называемого микрокосмом) сквозь врата пяти чувств. В результате мы воспринимаем объекты чувств, наслаждаемся ими и судим о них.
Понять это можно следующим образом. В мире объектов чувств одни объекты порождающие, другие порожденные, и есть то, то управляет обоими. Порождающими являются такие простые объекты, как небесные тела и четыре элемента. Ведь всё, порожденное или произведенное действием сил природы, порождается или производится из этих объектов силой света, уравновешивающей противоположные качества элементов в составных телах. Порожденными являются тела, состоящие из элементов. К этой категории относятся минералы, растения, животные и человеческие тела. То, что управляет порождающим и порожденным, представляет собой духовную субстанцию, которая или полностью соединена с материей (как души животных), или соединена с ней разъединяемо (как у разумных душ), или полностью отделена от материи (как у небесных душ, которых философы называют интеллигенциями, а мы — ангелами). Философы приписывают третьей категории управление Вселенной, поскольку считается, что благодаря этим небесным душам движутся небесные тела. Получив от Первопричины (то есть от Бога) силу воздействия, эти души используют ее для управления. Так поддерживается естественный порядок в мире. Но теологи считают, что порученное ангелам управление Вселенной основывается на велениях всемогущего Бога, относящихся к делу обновления [людей]. Поэтому такие души описываются как «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение»[1].
3. Таким образом, у человека, названного микрокосмом, есть пять чувств, подобных пяти вратам. Через них во внутренний мир входит знание обо всем, что есть в мире, воспринимаемом чувствами. Возвышенные [2] (sublimia) и светящиеся тела, а также все остальное, имеющее цвет, входит через зрение. Твердые тела, состоящие из элемента «земля», входят через осязание. Промежуточные тела входят через промежуточные чувства: жидкости — через вкус, звуки — через слух, испарения — через обоняние. У испарений частично природа воды, частично — воздуха, и частично — природа огня, или жара, что о чем ясно свидетельствует аромат благовоний. Но мы воспринимаем не только конкретные объекты чувств (свет, звук, запах, вкус и четыре первичные тактильные ощущения, получаемые с помощью осязания), но и такие обобщенные объекты чувств, как число, величина, форма, покой и движение.
Далее: «Все, что движется, движимо чем-либо»[3]. И хотя кое-что (например, животные) движется и останавливается само по себе, все же мы, фиксируя пятью чувствами движение тел, приходим к пониманию духовных движителей, то есть переходим от следствия к познанию причины.
4. Так благодаря восприятию в нас входит весь воспринимаемый чувствами мир, с тремя видами существ. Внешние объекты воспринимаются, в первую очередь, как входящие в нас через врата пяти чувств. Но надо сказать, что они входят не в своей субстанциальности, а как некие подобия (similitudines), вначале образованные в посреднике (medio[4]). Из посредника эти подобия входят в органы восприятия, а из внешних органов — во внутренний, от которого передаются сознанию. Так образование в посреднике подобий, переход от посредника в орган и обращение к ним сознания приводит к познанию всех тех вещей, которые воспринимаются нами как внешние.
5. Восприятие подходящего объекта порождает удовольствие. Чувства находят приятными объект, воспринимаемый через абстрактное подобие. Если говорить о подходящести, то удовольствие приносит красота (в случае зрения), приятность (в случае обоняния и слуха) и благотворность (в случае вкуса и осязания), поскольку все удовольствия проистекают из пропорциональности.
Объекту присущи такие категории, как форма, сила и действие — в зависимости от того, рассматривается ли он в связи с источником, от которого исходит, или со средой, через которую проходит, или с объектом, к которому он движется. Так что пропорциональность может усматриваться во внешности (если идет речь о виде и форме), и тогда она называется красотой, поскольку «красота есть не что иное, как численное равенство» [5] или «некая соразмерность частей вместе с приятностью цвета»[6]. Или пропорциональность можно рассматривать как соотношение способности или силы. Если сила воздействия не является непропорциональной способности восприятия, то ее называют приятной, поскольку чувства страдают от избытка и наслаждаются умеренностью. И, наконец, пропорциональность можно рассматривать как соотношение эффективности и силы воздействия. В данном случае пропорциональность будет иметь место тогда, когда действующий фактор удовлетворяет потребности воспринимающего органа, то есть сохраняет и питает его (это очевидно в случае вкуса и осязания). Вот так, если говорить о трех видах удовольствия, внешние приятные объекты посредством подобий входят в нас как наслаждение.
6. За восприятием и наслаждением сразу следует оценка — не только распознание отличия белого от черного (это функция конкретного органа чувств) или полезного от вредного (это функция внутреннего чувства), но и различение и определение причины наслаждения. В этом действии ищется причина наслаждения, полученного чувствами от объекта. При поиске причины красивого, приятного и благотворного оказывается, что она кроется в пропорции равенства. Что касается природы равенства, то она одна и та же в большом и в малом; она не зависит от размеров, не изменяется в процессе перехода через последовательные стадии и не теряется в преходящем. Она не зависит от места, времени и движения, и поэтому она неизменна, бесконечна, безгранична и всецело духовна.
Таким образом, оценка представляет собой действие, в котором от органа чувств принимается, очищается и абстрагируется некая информация, которая передается интеллектуальной потенции. Так в соответствии с тремя вышеперечисленными действиями чрез врата чувств в нас входит весь этот мир.
7. Это всё следы, в которых мы можем увидеть нашего Бога, поскольку воспринимаемый объект, становясь подобием, образованным в посреднике, а потом зафиксированным самим органом восприятия, посредством этой фиксации приводит нас к своему источнику, то есть к познаваемому объекту. Это ясно свидетельствует о том, что вечный свет порождает свое подобие: равное ему, такое же вечное единосущное сияние. Это говорит о том, что «образ Бога невидимого»[7] и «сияние славы и образ субстанции Его» [8] посредством своего первоначального порождения присутствует всюду. Это также говорит о том, что Он благодатью единения так соединяется с индивидуальной разумной природой, как объект соединяется с органом тела — чтобы этим соединением привести нас к Отцу, нашему Истоку и цели.
Таким образом, если всему познаваемому присуща способность создавать свои подобия, то это ясно показывает, что в нем, словно в зеркале, можно видеть вечное порождение Слова, Образа и Сына, вечно исходящего от Бога Отца.
8. Подобным образом, объект, доставляющий наслаждение своей красотой, приятностью и благотворностью, свидетельствует о том, что первообразу присуща первая красота, первая приятность и первая благотворность, отличающаяся высшей пропорциональностью и равенством с его истоком. И ему присуща сила — не обманчивая, а основанная на истинном восприятии. Он оказывает живительное воздействие, достаточное для исполнения всех потребностей познающего. Поэтому, если «наслаждение есть соединение двух, соответствующих друг другу»[9], и если лишь в Боге можно найти то, что по своей природе в высшей степени красиво, приятно и благотворно; и если оно соединено в истине, непосредственности и полноте, которые превосходят все наши потребности, то из этого очевидно следует, что найти истинный источник наслаждений можно лишь в Боге. Так что среди всех наслаждений нам следует искать лишь это.
9. Более того, различение замечательнейшим и самым непосредственным образом подводит нас к тому, чтобы с большой достоверностью увидеть вечную истину. Если различение делается на основе того, что абстрагировано от места, времени и изменений (и, как следствие, — от размера, последовательности и перемен), то оно основано на чем-то неизменном, безграничном и нескончаемом. Однако кроме вечного нет ничего вполне неизменного, необъятного и безграничного. Но все вечное — это Бог или то, что в Нем. Поэтому если все наши надежные суждения сделаны на основании такой реальности, то очевидно, что эта реальность сама есть причина всех вещей, непреложное правило и свет истины, в котором все вещи сияют непогрешимо, неизгладимо, несомненно, неопровержимо, неоспоримо, неизменно, неизбежно, безгранично, неделимо и интеллектуально. Поэтому те законы, в соответствии с которыми мы надежно различаем все объекты чувств, поступающие на наше рассмотрение, являются для человека, сознающего их, непогрешимыми и несомненными. Их нельзя изгладить из памяти вспоминающего, поскольку они всегда присутствуют. Для интеллекта, выносящего суждение, эти законы неопровержимы и неоспоримы, поскольку, как говорит Августин, «никто не судит о них, а судит лишь на их основании»[10]. Так что эти законы должны быть неизменными и нетленными, поскольку они необходимы. Они безграничны, потому что необъятны. Они бесконечны, потому что вечны. Они неделимы, потому что они бестелесные, относящие к интеллекту. Они не созданные, а несотворенные, вечно существующие в Вечной Искусности, которой, через которую и в соответствии с которой создано все красивое. Потому надежно судить о нем нельзя иначе, чем на основании Вечной Искусности, ибо она является формой, не только производящей всё, но и сохраняющей и различающей всё. Ибо это То, что поддерживает форму всех вещей и является правилом, направляющим их. Благодаря Ему наш ум различает все, входящее в него через чувства.
10. Далее это можно развить, принимая во внимание семь чисел, по которым мы, словно по семи ступеням, поднимаемся к Богу — как показывает Августин в своей книге «Об истинной религии» и в шестой книге «Музыка». В данных работах он показывает различия чисел, постепенно поднимающихся от всего этого, воспринимаемого чувствами, к Творцу всего, чтобы во всем можно было видеть Бога.
Августин говорит, что числа пребывают в телах, особенно — в звуках и голосе. И он называет их «звучащими» (sonantes). Затем идут числа, абстрагированные от тел и воспринятые нашими чувствами. Их Августин называет «встречными» (occursores). Есть числа, которые идут от ума в тело, как это видно в жестах и танце. Их он называет «прогрессорами» (progressores). Есть числа, связанные с услаждением чувств. Они проявляются, когда внимание обращается на воспринимаемый объект. Такие числа Августин называют «чувственными» (sensuales). Есть числа, удерживаемые в памяти. Их он называет «памятными» (memoriales). Есть числа, с помощью которых мы обо всем судим. Их Августин называет «судящими» (iudiciales). Как было сказано, они, несомненно, непогрешимы, неоспоримы и выше нашего ума. Именно от этой (последней) категории в нашем уме остаются отпечатки «художественных»(artificiales) чисел. Августин не называет их в своей классификации, потому что они связаны с «судящими». И из них же происходят «прогрессоры». Именно благодаря «прогрессорам» в действии искусства создаются многочисленные формы. Таков порядок перехода от высшего к низшему через среднее. И мы поднимаемся к высшим числам шаг за шагом, начиная со «звучащих» чисел через «встречные», «чувственные» и «памятные».
Таким образом, поскольку все вещи красивы и в какой-то степени приятны, и так как не бывает красоты и наслаждения без пропорции, а пропорция заключается, в первую очередь, в числах, то всему должны быть свойственны числа. Из этого следует, что «число является главным образцом в душе Творца»[11], и в вещах оно есть главный след, ведущий к мудрости. Так как число в высшей степени очевидно и близко к Богу, то оно через семь отдельных ступеней подводит нас очень близко к Богу и делает Бога познаваемым во всех телесных и воспринимаемых чувствами вещах, когда мы видим в них численную реальность, когда наслаждаемся числовыми пропорциями и благодаря законам числовых пропорций делаем неопровержимые суждения.
11. Исходя из этих двух (подобных двум крыльям, закрывающим ноги серафимов) первых ступеней, ведущих нас к созерцанию Бога в следах, мы можем заключить, что в этом воспринимаем чувствами мире всё сотворенное ведет созерцательного мудрого человека к вечному Богу. Ибо сотворенное является тенью, эхом, изображением могущественнейшего, мудрейшего и совершеннейшего Первопринципа — этого вечного истока, света и полноты; этой действующей, образцовой и упорядочивающей искусности. Сотворенное является следом, подобием и образом, данным нам для созерцания (contuendum) Бога. Сотворенные вещи являются знаками, копиями или, скорее, иллюстрациями, данными Богом для тех, кто еще не обучен и погружен в мир чувств — чтобы благодаря объектам, воспринимаемым чувствами, эти души поняли, что они могут подняться до интеллигибельной, не воспринимаемой ими реальности, перейти от знаков к тому, что ими обозначено.
12. Ибо в этом воспринимаемом чувствами мире сотворенные вещи суть знаки «невидимого Божьего»[12] — во-первых, потому, что Бог источник, образец и цель всего сотворенного, а все следствия являются знаком их причины. Каждая копия есть знак оригинала. Путь служит знаком цели, к которой он ведет. Во-вторых — из-за естественного представления; в-третьих — вследствие пророческого преставления (repraesentatione); в-четвертых — вследствие ангельского действия; в-пятых — через добавленное [божественное] установление (institutione).
Таким образом, все сотворенное по своей природе является своего рода копией, подобием этой вечной Мудрости. Но те, кто, в соответствии со Священным Писанием, поднялись духом пророчества до изображения духовных реалий, делают это особым образом. А еще более особенным образом делают это те создания, в ком Бог пожелал проявить образ ангельского служения. И самым необыкновенным образом делают это те, кого Он пожелал установить в качестве знаков — знаков не просто в обычном значении, но и таинств.
13. Из всего вышесказанного можно заключить, что «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» [13]. «Безответными» названы те, кто не желает обращать внимание на это и познавать, благословлять и любить Бога во всем сотворенном, поскольку не желает подняться «из тьмы в чудный свет» Божий. Но «благодарение Богу через Иисуса Христа Господа нашего»[14], который вывел нас «из тьмы в чудный Свой свет»[15], поскольку благодаря этому свету, приходящему к нам извне, мы можем приступить к зеркалу своего ума, в котором отсвечивает божественная реальность.
[1] Послание апостола Павла к евреям (1:14).
[2] Возможно, имеются в виду небесные тела.
[3] Аристотель. Физика (7:1).
[4] Мedio можно понимать также как «в середине» объекта (то есть в нем).
[5] Августин Блаженный. Музыка (4:13:38).
[6] Августин Блаженный. О граде Божьем (23:19:38).
[7] Второе послание апостола Павла к коринфянам (4:4).
[8] Послание апостола Павла к евреям (1:3).
[9] Августин Блаженный. Об истинной религии (18:35).
[10]Августин Блаженный. О свободе воли (2:14:З8).
[11] Боэций. Арифметика.
[12] «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Послание апостола Павла к римлянам 1:20).
[13] Послание апостола Павла к римлянам (1:20).
[14] «Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас» (Послание апостола Павла к римлянам 1:8).
[15] «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (Первое послание апостола Петра 2:9).
КОММЕНТАРИИ
Вы хорошо усвоили курс биологии в парижском университете, и начался второй семестр. Тут вы приступаете к следующей части своего теологического образования: начинаете изучать физиологию. Ваше внимание сосредоточивается на такой части сотворенного мира и следе Бога, как человеческое тело. Вы теперь главным образом изучаете характеристики органов восприятия и особенности их функционирования в теле. К сожалению, у учащихся нет тех возможности, которые для изучения глаза и уха могла бы предоставить хирургия. Тело и его органы чувств описываются математически. Чувствам приписывается численное значение, и они описываются с точки зрения количества и пропорциональности. Вам как средневековому человеку это не доставляет неудобств, поскольку именно числа скрепляют реальность Вашего мира.
Итак, где-то в 1252 году вы приготовились наблюдать за тем, как действуют органы восприятия, как они связаны с индивидом и его окружением, и учитесь описывать их действие в математических терминах. Не помешало бы иметь несколько цветных учебных плакатов, но они появятся лишь много веков спустя.
В дарах Бога
Во второй главе «Восхождения к Богу» Бонавентура исследует, кáк следы Бога, отпечатки, оставленные им в материальном мире, входят в каждого человека и ведут нас в нашем восхождении к Богу. Нам как людям дарованы пять чувств, призваных привносить в каждого из нас сотворенный Богом мир. У нашего физического тела есть определенные части, устроенные так, чтобы помогать нам контактировать с окружающим миром — глаза, нос, уши, вкусовые сосочки языка, кожа. Именно своими пятью органами восприятия, расположенными в этих частях тела, мы распознаёт следы Бога в мире. Вы видим Большой каньон, слышим музыку, прикасаемся к другому человеку, обоняем распространяющийся по дому запах утреннего кофе, ощущаем вкус шоколадного пирожного. Органы чувств приносят нам информацию, предупреждают об опасности, побуждают реагировать, вызывают такие эмоции, как радость, гнев, страх и удивление. Прослушивание музыки может тронуть человека до слез. Вид воздушных шариков вызывает предчувствие празднования дня рождения. Благодаря чувству осязания возможны любовные объятия. Пусть эти наши ощущения могут быть мимолетными и временными, их не было бы без наших органов чувств.
Вы, вероятно, слышали о Хелен Келлер? Она была слепой и глухой. Однако с помощью остальных трех чувств Хелен смогла понять мир, установить с ним связь и получать от этого благо. Она научилась общаться с другими людьми и вдохновляла всех, с кем встречалась. Органы чувств играют огромную роль в формировании и развитии личности. Бонавентура рассматривает их не только как фундаментальную основу нашей человеческой природы (то есть как средство для получения людьми информации), но и видит в обмене восприятием след Бога, Его отпечаток. Взаимодействие наших чувств с сотворенным миром в чем-то повторяет взаимоотношения Бога Отца с Богом Сыном в Пресвятой Троице. Физиология возвращает Бонавентуру к Богу, прямо к Троице.
Подобно большинству американцев я начинаю свое утро с чашки кофе. Вначале после пробуждения я вдыхаю аромат кофе, и чувства сообщают мне, что тут есть кофе для меня. У меня появляется желание попробовать кофе, так что я встаю с постели и иду на кухню. Я вижу, что кофе капает через фильтр и наполняет емкость. Я слышу бульканье воды, вытекающей из резервуара через фильтр в емкость. Я вливаю кофе в чашку и обеими руками несу ее к своему любимому креслу, осязая ее и наслаждаясь теплом. В итоге я выпиваю кофе, и мой день начинается! Все мои органы чувств входят в игру, чтобы установить мои отношения с кофе. Каждое утро мое сонное тело чрезвычайно приятно взаимодействует с кофе, которое приветствует его. То, что происходит во мне с кофе, в малой степени повторяет то, что происходит в Боге. Мой опыт является отражением, совершенной копией, повторением бесконечного полного любви вечного общения Отца с Сыном.
В «Символе веры» сказано, что Сын рожден, но несотворен; Он Бог истинный от Бога истинного. Бонавентура использует слово «порожденный». Сын является совершенной копией Отца. Всё, что относится к Отцу, относится и к Сыну. Вечно происходит совершенное божественное общение двух Лиц. Подобным образом, пока наши чувства действуют, мы постоянно и непрерывно общаемся с тем, что нас окружает — со своим окружением. Я вижу гейзеры в Йеллоустонском национальном парке. Глядя на гейзер, я вбираю в себя копию гейзера. Но не сам гейзер — если я приду в Йеллоустонский парк через год, гейзер по-прежнему там будет. С помощью органов чувств я вбираю в себя копию гейзера. Слушая симфонию, я взаимодействую с музыкой посредством своего слуха. Я вбираю в себя копию музыки. Музыка не удаляется с компакт-диска, и я не забираю оркестр с собой домой. Мысленно воспроизводя музыку, я несу в себе копию опыта, полученного с помощью чувств.
Бонавентура намекает, что самое простое действие человеческого организма — функционирование наших пяти органов чувств — само по себе уже сообщает нам о нашем Создателе. И суфийский учитель Хафиз сказал: «Разве может быть иначе, если мы происходим от Него?» Даже когда Бонавентура своим органами видел и слышал тех братьев, которые вызывали у него чувство досады и разочарования, он и они в это время самими своими взглядами, словами и, возможно, спорами, повторяли божественное общение, имеющее место в Пресвятой Троице.
Пять органов чувств являются элементарной основой человеческого существа. Отпечатки, оставленные Богом в мире, входят в нас через органы чувств. Мы не можем познать Бога или что-то вне себя иначе, чем посредством деятельности своих чувств. Любое взаимодействие с другими существами происходит благодаря органам чувств. Пользоваться своими чувствами хорошо — даже если нас учили обратному. Все, что наши чувства делают для нас, изначально является благом. Это дары Бога, доставшиеся нам на правах наследства. На данной стадии восхождения использование чувств не является вопросом нравственности. Злоупотребляя своими чувствами или используя их для того, чтобы принимать внутрь себя или распространять негодные материалы и идеи, мы имеем дело с моральной ответственностью за аморальное использование чувств. Но в данной главе Бонавентура не затрагивает этого вопроса; он хочет, чтобы мы знали: сами по себе чувства являются благом, дарами Божьими, к которым нужно относиться с почтением и получать от них радость.
Убеждения моей матери сформировалась в среде, на которую сильное влияние оказал янсенизм — еретическое учение, рассматривающие чувства как источник греха. Все привлекательное и приятное сразу же вызывало подозрение. Такое умонастроение может привести к безрадостной, суровой жизни, полной страха. В библейской книге Бытие мы читаем, что когда на шестой день Бог сотворил человека, Он дал своему творению оценку даже не просто «хорошо», а «хорошо весьма»! Бонавентура хочет, чтобы мы поняли: нужно так пользоваться своими чувствами, чтобы радоваться всему, что Бог дал нам.
Во времена Франциска были сильны альбигойцы, учившие, что материальный мир является злом. В Италии альбигойцы были известны как катары — группа, ратовавшая за отказ от всех услад. Когда жителей городка Поджо-Бустоне, раскинувшегося на склоне холма, Франциск приветствовал словами «Добрый день, добрые люди!» [1], это прозвучало для тех, кто находился под влиянием отрицающего учения катаров, настолько по-новому, свежо и воодушевляющее, что в этом городе так здороваются и поныне. Франциск говорил: «Вы и ваши пять органов чувств, привносящих в вас творение Боже, — это Его дар, которой является благом». Стоит лишь вспомнить о хорошо известной жизни Хелен Келлер, чтобы понять, насколько важны органы чувств для развития всей личности.
В духе Франциска Ассизского Бонавентура говорит нам, что из сотворенного мира начинается наше восхождение к Богу, и что благодаря деятельности своих чувств мы узнаём о нашем Создателе. В противовес проповедовавшемуся годами пессимистическому учению катаров и подобных им групп Франциск и Бонавентура говорят нам, что сотворенный мир и всё в нем по своей природе является благом, что наши чувств — благо, и что нам следует радоваться таким дарам, как зрение, слух, вкус, обоняние и осязание, поскольку благодаря сотворенному миру и посредством деятельности чувств Бог разговаривает с нами.
Тут я советую медленно и медитативно прочесть вторую главу «Восхождения к Богу» Бонавентуры.
Идя с дарами Бога
Найдите время для наблюдения за тем, как каждый из органов восприятия служит вам. Понаблюдайте за сведениями, получаемыми вами посредством каждого из органов чувств. Сосредоточьтесь на том, как каждое из Ваших чувств приносит вам информацию.
Напишите, что вы отметили в связи с каждым из органов чувств.
Обоняние
Ваша реакция на обоняние. Какие запахи вы уловили? Какие из них приятны Вам? Какие неприятны? Как обоняние служит Вам сегодня?
Вкус
Ваша реакция на вкус. Какой вкус Вам приятен? Какой вкус вы отвергаете? Как чувство вкуса служит Вам сегодня?
Слух
Ваша реакция на слух. Что вы слышите такого, что нравится Вам? Что из услышанного Вас беспокоит? Как слух служит Вам сегодня?
Зрение
Ваша реакция на зрение. Что Вы видите красивого? Что из увиденного кажется Вам некрасивым? Как зрение служит Вам сегодня?
Осязание
Ваша реакция на осязание. Прикосновение к чему Вам приятно? Какое прикосновение Вам неприятно? Как осязание служит Вам сегодня?
Напишите молитву с благодарностью за Ваши органы чувств.
Избранные цитаты из второй главы
«Бога можно видеть не только сквозь эти вещи, но и в них — в той степени, в какой Он пребывает в них» (1).
«Нужно заметить, что этот мир входит в человека сквозь врата пяти чувств. В результате мы воспринимаем объекты чувств, наслаждаемся ими и судим о них» (2).
«У человека есть пять чувств, подобных пяти вратам. Через них во внутренний мир входит знание обо всем, что есть в мире, воспринимаемом чувствами» (3).
«Внешние объекты воспринимаются, в первую очередь, как входящие в нас через врата пяти чувств. Но они входят не в своей субстанциальности, а как некие подобия» (4).
«Все удовольствия проистекают из пропорциональности… Чувства страдают от избытка и наслаждаются умеренностью… Внешние приятные объекты посредством подобий входят в нас как наслаждение» (5).
«Чрез врата чувств в нас входит весь этот мир» (6).
«Если всему познаваемому присуща способность создавать свои подобия, то это ясно показывает, что в нем, словно в зеркале, можно видеть вечное порождение Слова, Образа и Сына, вечно исходящего от Бога Отца» (7).
«Поэтому, если “наслаждение есть соединение двух, соответствующих друг другу”, и если лишь в Боге можно найти то, что по своей природе в высшей степени красиво, приятно и благотворно; и если оно соединено в истине, непосредственности и полноте, которые превосходят все наши потребности, то из этого очевидно следует, что найти истинный источник наслаждений можно лишь в Боге» (8).
«Кроме вечного нет ничего вполне неизменного, необъятного и безграничного. Но все вечное — это Бог или то, что в Нем» (9).
«Поскольку все вещи красивы и в какой-то степени приятны, и так как не бывает красоты и наслаждения без пропорции, а пропорция заключается, в первую очередь, в числах, то всему должны быть свойственны числа» (10).
«Мы можем заключить, что в этом воспринимаем чувствами мире всё сотворенное ведет созерцательного мудрого человека к вечному Богу… Сотворенные вещи являются знаками, копиями или, скорее, иллюстрациями, данными Богом… чтобы благодаря объектам, воспринимаемым чувствами, эти души поняли, что они могут подняться до интеллигибельной, не воспринимаемой ими реальности, перейти от знаков к тому, что ими обозначено» (11).
«Ибо в этом воспринимаемом чувствами мире сотворенные вещи суть знаки “невидимого Божьего”… Таким образом, все сотворенное по своей природе является своего рода копией, подобием этой вечной Мудрости» (12).
«Благодаря этому свету, приходящему к нам извне, мы можем приступить к зеркалу своего ума, в котором отсвечивает божественная реальность» (13).