Глава 3
О созерцании Бога в образе, запечатленном в наших естественных способностях
1. Две предыдущие ступени, ведущие нас к Богу по Его следам, благодаря которым во всем сотворенном виден свет Божий, привели нас к тому месту, где мы опять входим в себя, то есть к самой душе, в которой сияет образ Бога. Так что на этой третьей стадии мы, покидая внешний двор и входя в самих себя, должны стараться увидеть Бога в зеркале, словно в Святая Святых внутри скинии Завета. Это тут свет истины озаряет нашу душу будто светильник, в котором величественно сияет образ Пресвятой Троицы.
Так войди же в себя, и ты увидишь, как сильно твоя душа любит себя. Но она не могла бы любить себя, если бы не знала себя. А знать себя она не может, не вспомнив себя, ибо мы не схватываем разумом ничего такого, что не представлено нам нашей памятью. Исходя из этого, ты видишь (не плотскими глазами, а оком разума), что душе присущи три способности. Теперь исследуй действие этих трех способностей и их взаимосвязь. Тут ты сможешь увидеть Бога через самого себя как через подобие. Это означает видеть «сквозь [тусклое] зеркало, гадательно» [1].
2. Функция памяти — сохранять и предоставлять не только нынешнее, физическое и временное, но и предшествующее, простое и вечное. Память удерживает прошлое воспоминанием, настоящее — приятием, а будущее — посредством предвидения. В ней содержатся такие простые понятия, как принцип непрерывности и дискретности, «точка», «мгновение», «единство». Без них нельзя было бы вспомнить или познать то, что вытекает из этого. Также память постоянно удерживает в себе вечные научные принципы и аксиомы, ибо пока человек пользуется разумом, их невозможно забыть. Так что когда человек слышит о них, он их одобряет и соглашается с ними. Но это происходит не так, как если бы он впервые о них услышал. Человек воспринимает это как врожденное и хорошо знакомое. Это становится очевидным, если предложить человеку такие принципы: «Рассмотрев утверждение, можно назвать его истинным или ложным»; или «Любое целое больше своей части»; или — любой другой принцип, который не противоречит «внутреннему смыслу» [2].
В своей первой функции (актуальном удерживании прошедшего, настоящего и будущего всех бренных вещей) память подобна вечности, в которой неделимое настоящее распространяется на все время. Что касается ее второй функции, то очевидно, что память формируется не только образами внешних объектов, но и благодаря получению свыше и удержанию в себе простых форм, которые не могут войти в нее через врата чувств или благодаря осязаемым образам. А третья функция — то, что в памяти содержится свет, в котором она помнит вечные истины.
Так что из функций памяти становится ясно, что сама душа является подобием Бога, и Его образ настолько присутствует в ней, что она схватывает Его и «способна к Его восприятию и участию в Его жизни» [3].
3. Деятельность интеллекта проявляется в понимании им слов, предложений и выводов. Интеллект понимает значение слов, осознавая благодаря определениям, чем является каждая вещь. Но определения формулируются с помощью слов, имеющих более широкое значение, а те, в свою очередь, определяются словами с еще более широким значением. Так продолжается до тех пор, пока мы не доходим до высших слов с самым общим значением. Если они не известны, то нельзя благодаря определениям понять слова с не столь общим значением. Поэтому, не зная самого сущего, мы не смогли бы понять определения какой-либо конкретной субстанции. А познать само сущее мы не могли бы, не зная также его свойств, таких, как единство, истина, благо.
Но поскольку о сущем можно думать как о неполном или полном, несовершенном или совершенном, потенциальном или актуальном, сущем с качествами или бескачественном, частично или полностью сущем, преходящем или постоянном, сущем посредством другого или сущем в себе, как о сущем, смешанным с не-сущим, или чисто сущем, как о зависимом или абсолютном, как о последующем или первом, как об изменяемом или неизменном, как о простом или составном, и так как «отсутствие и недостатки можно познать только лишь через позитивное»[4], то наш интеллект не может полностью проанализировать никакую из сотворенных вещей без знания о самом чистом, актуальном, полном и абсолютном сущем. Это и есть простое вечное Сущее, в котором пребывают во всей их чистоте принципы всего сотворенного. Откуда бы интеллект знал о том, что некое сущее неполное и имеет изъяны, если бы у него не было знания о безупречном сущем? Такие же аргументы применимы в отношении других качеств, о которых шла речь выше.
Сказано также, что интеллект истинно понимает предложение тогда, когда точно знает, что оно истинно. Это и есть подлинное знание, ибо интеллект нельзя ввести в заблуждение в таком понимании. Если интеллект знает, что истина не может быть чем-то иным, чем она является, то он понимает, что это неизменная истина. Но так как сам наш ум изменчив, то он не видел бы неизменно сияющую истину, если бы не озарялся лучом некого иного, вечно неизменного света. Такой свет не мог бы быть изменчивым порождением. Так что ум обретает знание благодаря этому свету, «который просвещает всякого человека, происходящего в мир», «который есть Свет истинный»[5] и «Слово, Которое было в начале у Бога» [6].
Наш интеллект по-настоящему схватывает смысл заключения тогда, когда видит, что заключение неизбежно следует из аргументации, и если видит его не только в необходимых терминах, но и в условных, например: «Если человек бежит, значит, он движется». Интеллект схватывает эту связь не только в том, что существует, но и в том, что не существует. То есть, если говорить о существующем человеке, которой бежит, то понятно, что он движется. Но такое же заключение будет верным и в отношении того человека, которого не существует.
Необходимость подобного заключения вытекает не из реального материального существования вещи (которое есть лишь условие) и не из существования вещи в уме (потому что тогда при несуществовании вещи мы имели бы дело с фикцией). Так что она вытекает из образца в вечном замысле [Бога], в соответствии с которым вещам присущи такие характеристики и взаимосвязи, которые основаны на их прообразе в Вечном Замысле. Как говорит Августин в своей работе «Об истинной религии», свет всякого, «кто рассуждает истинно», зажжен этой истинной и стремится вернуться к ней.
Таким образом, очевидно, что наш интеллект соединен с самóй вечной истиной. Если бы она не обучала наш интеллект, то он не мог бы схватить что-либо с уверенностью. Так что ты можешь в себе видеть эту истину, которая учит тебя — до тех пор, пока между тобой и лучами истины не встанет подобная облакам преграда вожделений и фантасмагорий (phantasmata).
4. Способность выбирать проявляется в обдумывании (consilio), суждении и желании. Обдумывание состоит в задании вопроса: что лучше — то или другое? Но лучше может быть лишь то, что ближе к самому лучшему. Однако близость к наилучшему измеряется степенью подобия ему. Так что узнать о том, что из двух вещей лучше, нельзя без знания о том, какая из них более похожа на наилучшее. А узнать степень подобия чему-то нельзя, не зная это «что-то». Так, если я не знаю Петра и не знаком с ним, то я не могу сказать, похож ли на Петра тот или иной человек. Так что в каждом обдумывающем должно быть запечатлено представление о высшем благе.
А уверенное суждение о чем-либо выносится на основании определенного закона. Но нельзя уверенно судить на основании закона, не будучи уверенным в правильности закона и в том, что сам закон не подлежит обсуждению. Однако наш ум судит о себе. А так он не может судить о законе, по которому судит, то этот закон выше нашего ума. И наш ум может судить по этому закону, поскольку закон запечатлен в уме. Но выше человеческого разума нет ничего, кроме Бога, создавшего его. Так что если наша способность выносить суждение хорошо связана с божественными законами, то ею осуществляется полный завершенный анализ.
Что касается желания, то оно направлено на то, что больше всего трогает нас. Человека больше всего трогает то, что он больше всего любит. А больше всего мы любим блаженство. Но блаженство обретается лишь при достижении Высшей Цели, Высшего Блага. Так что человеческие желания направлены не на что иное, как на Всевышнего или на то, что ведет к Нему, или в чем Он определенным образом отражен. Сила Всевышнего настолько велика, что существа не могут любить что-либо иначе как желая Высшего Блага. Но было бы ошибкой и заблуждением принимать подобие, копию за саму Истину.
Так что узри, насколько душа близка к Богу и как в соответствии со своей деятельностью память ведет нас к вечности, интеллект — к истине, способность выбора — к Высшему Благу.
5. Если же рассматривать порядок, происхождение и взаимосвязь этих способностей, то это приведет нас к самой Пресвятой Троице. Ведь интеллект рождается памятью как ее отпрыск, поскольку мы приходим к пониманию чего-то только тогда, когда некое содержимое памяти выходит на передний план сознания. И это не что иное, как слово. От соединения памяти и разума словно выдох исходит любовь. В душе эта триада (порождающий разум, слово и любовь) существует как память, интеллект и воля. Они единосущные, равные друг другу, имеющие равный возраст и взаимопроникающие. Поэтому если Бог — совершенный дух, то Богу присущи не только память, интеллект и воля; у Него должны также быть рожденное Слово и дышащая Любовь, которые обязательно должны отличаться друг от друга (поскольку одно порождается другим — не сущностно, не случайно, а личностно).
Так что когда ум рассматривает себя в себе как в зеркале, он поднимается до рассмотрения Пресвятой Троицы: Отца, Слова и Любви, трех совечных, соравных и единосущных Лиц, причем то, что есть в одном из них, есть и в других, но одно не есть другое, и все три являются единым Богом.
6. Когда душа посредством своих тройных способностей (делающих ее подобием Бога) рассматривает свою триединую основу, то ей в этом помогает свет наук, который совершенствует, информируют ее и трояко представляет ей Пресвятую Троицу. Ведь философия может быть естественной, рациональной или нравственной. Первая имеет дело с причиной бытия и поэтому указывает на всемогущество Отца. Вторая имеет дело с основами понимания и поэтому ведет к мудрости Слова. Третья имеет дело с образом жизни и поэтому ведет к благости Святого Духа.
Далее, первая из них (естественная философия) подразделяется на метафизику, математику и физику. Метафизика имеет дело с сущностью вещей; математика — с числами и фигурами; физика — с природой, силой и диффузными воздействиями (operationibus diffusivis). Поэтому метафизика указывает на Первоисток, то есть на Отца, математика указывает на Его образ, то есть на Сына, а физика указывает на Их дар — на Дух Святой.
Вторая (рациональная философия) подразделяется на грамматику, позволяющую правильно выражаться, логику, дающую четкость аргументации, и риторику, с помощью которой люди убеждать других и трогают их [своими словами]. Они также указывают на тайну Пресвятой Троицы.
Третья (нравственная философия) подразделяется на индивидуальную, семейную и социальную. Индивидуальная указывает на нерожденность Первоистока, семейная — на семейные отношения Сына, социальная — на свободу Святого Духа.
7. Все эти науки подчиняются надежным и непогрешимым законам, которые нисходят от вечного закона в нашу душу подобно лучам света. Поэтому если наша душа не слепа, то она, озаренная и наполненная таким сиянием, может быть приведена собой к созерцанию вечного света. Сияние этого света и созерцание его наполняет мудрых восхищением. А неразумных, отвергающих веру как путь понимания, приводит в смятение. Так исполняются слова пророчества: «Свет Твой чудный на вершинах гор вечных — в смятении все безумные сердцем»[7].
[1] «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно» (Первое послание апостола Павла к коринфянам 13:12).
[2] Аристотель. Вторая аналитика, 8.
[3] Августин. О Троице, 11.
[4] Аверроэс (Ибн Рушд). О душе, 25.
[5] «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Евангелие от Иоанна 1:9).
[6] «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Евангелие от Иоанна 1:9).
[7] Синодальный русский перевод данного стиха существенно отличается от варианта, цитируемого Бонавентурой: «Ты славен, могущественнее гор хищнических, крепкие сердцем стали добычею» (Псалом 75:5–6).
==========
КОММЕНТАРИИ
В 1252 году на отделении францисканской теологии парижского университета биология и физиология изучались на первом курсе. Прошел год, и Вы готовы перейти на второй курс. Теперь Вы начнете изучать психологию. Преподаватель говорит, что теперь Вы будете узнавать о тех аспектах человека, которые не рассматривались на первом курсе. На втором курсе предметом рассмотрения станет внутренняя неосязаемая нематериальная часть человека, которую мы называем душой (psyche). Имейте в виду, что это психология в том состоянии, в котором она находилась задолго до Фрейда и Юнга.
Но Вы в недоумении. Каким образом изучение мира природы и органов восприятия (а теперь — и процесса человеческого мышления) принесет Вам то умиротворение, к которому вы стремитесь? Как все это приблизит Вас к Богу? Может быть, Вы занялись не тем, чем надо? Вы идете к своему наставнику, Бонавентуре да Баньореджо, который недавно стал профессором францисканской школы теологии. Вы рассказываете ему о своем недоумении и спрашиваете: «Когда же мы, наконец, отправимся навстречу Богу?» Ваш вопрос удивил Бонавентуру, но лишь на мгновение. Он откинул голову назад и засмеялся: «Друг мой, ты уже в Боге! Не переживай. Скоро все станет на свои места. В понедельник встретимся на занятиях по психологии».
В образе Бога
В третьей главе своей книги Бонавентура поднимает нас на третью ступень (словно мы взбираемся по лестнице) восхождения к нашей цели. Благодаря Бонавентуре мы уже осознаём тот мир, который вне нас, — внешний мир. И посредством органов восприятия мы вобрали внутрь частицу внешнего мира. Теперь Бонавентура хочет, чтобы мы переместились внутрь себя, дабы рассмотреть, что происходит с полученной извне информацией, когда она входит в нас.
Бонавентура обращается к структуре человеческой души. Он говорит, что мы, люди, не просто следы Бога — мы созданы по Его образу и подобию. И мы, как дети, запоминаем это. Но где же Первообраз? Он не в физическом теле, поскольку Бог является чистым Духом и не имеет физического тела. Цвет наших глаз, черты лица, цвет волос, рост, комплекция — все этот связано с нашими родителями, бабушками и дедушками, предками, а не образом Бога. Бог затмевает те образы, которые художники столетиями выдавали нам за Него. (Но даже слово «Он» не применимо к Богу!) Так где же в нас образ Бога?
Определяя душу человека как память, интеллект и волю, Бонавентура стоит на плечах святого Августина и других ранних философов и теологов. Эти три элемента, или способности, сообща формируют каждую уникальную личность. Заметьте, что их три; это троица в нас.
Память — собрание информации обо всей нашей жизни. В памяти хранится название всего, что было в нашей жизни, имена людей, нормы нашей культуры, множество посланий, полученных нами от тех, кто способствовал нашему формированию, наш многообразный опыт, все, воспринятое нами с помощью чувств, и даже эта страница, которую вы сейчас читаете. В нашей памяти хранятся все следы Бога (см. главу 1), привнесенные в нас органами восприятия (см. главу 2).
Содержимое нашей памяти обрабатывается интеллектом. Он имеет дело с информацией и выносит суждение. Обрабатывая содержание своей памяти, никто из нас не делает этого точно таким образом, каким это делает кто-то другой. В наших жизнях могло иметь место одно и то же событие, но понимание этого опыта у каждого из нас уникальное. Вспомним, как по-разному люди воспринимают ту или иную пищу, музыку, развлечения, школьные предметы, работу. Все мы по-разному обрабатываем информацию, поступающую к нам.
Я не знала своего дедушки. Да и мой отец не знал его, поскольку тот умер вскоре после его рождения. Чтобы что-то узнать о деде, я расспрашивала о нем своих теток. Одна сказала, что он был мягким, ласковым, любящим человеком. Но другая рассказала, что он резким, грубым и властным. Обе они выросли в одном и том же доме, к обеим отец относился одинаково, но каждая восприняла его отношение по-своему, и в итоге они видели его в разной перспективе. Мир любого человека уникален и полученным опытом, и интерпретацией этого опыта.
Третья (из нашей внутренней троицы) способность, или функция, нашей души — воля. Мы получаем информацию о том, что происходит, рационально обрабатываем ее и выносим суждение, а потом на основе своего понимания и оценки принимаем решение действовать тем или иным образом. Один человек может терпимо относиться к брокколи, а другой отказывается ее есть, в то время как для третьего это любимое блюдо, которое он согласен смаковать каждый день. Наша жизнь представляет собой череду решений, принимаемы нами ввиду наличия свободы воли. Мы выбираем, за кого нам голосовать: за демократов, республиканцев, либералов или независимых кандидатов? Мы решаем, учиться ли дальше, или покинуть школу. Мы решаем, нравится ли нам тот или иной человек, или нет, и на это решение влияет то, что мы помним о человеке, как воспринимаем и понимаем его, какое суждением о нем выносим, и какие события были с ним связаны.
Если вернуться к примеру с моим дедушкой, то одна из моих теток могла стремиться быть рядом со своим отцом, которого она считала ласковым и любящим, тогда как другая могла избегать общения с ним. То и другое поведение было основано на решении, принятом моими тетками. И решение они принимали на основании памяти об опыте общения со своим отцом.
Другим фактором, сильно влияющим на обработку нами информации о событиях нашей жизни, является желание. В прологе Бонавентура сказал, что нас должно переполнять желание, и что наши желания, даже направленные не неверный объект, основаны на счастье и благе. Как поется в одной старой песни[1], «ища любовь повсюду, где не надо». Но именно это желание обрести счастье влияет на нашу память, понимание и принятие решения о действии.
Легко увидеть, как этот троякий процесс мгновенно происходит в человеке, реагирующем на прикосновение к чему-то очень горячему. Чтобы отдернуть руку от огня, человеку не нужно припоминать, что у него в жизни уже было связано с плитой, и оценивать температуру пламени. Рука отдергивается мгновенно. Тем не менее, эта реакция обусловлена предшествующим опытом и суждением, вынесенным на основе памяти о том, как в детстве человек прикоснулся к чему-то горячему. Получение информации, ее оценка и соответствующее действие происходят мгновенно и спонтанно.
С другой стороны, прежде чем принять взвешенное решение, которое способно изменить жизнь, человек может длительное время собирать информацию, рассматривать альтернативные варианты, оценивать последствия, советоваться с другими людьми. Такое решение (или проявление воли) может приниматься по прошествии недель и месяцев предварительных оценок, сбора информации, оценки ее, отбора вариантов. В итоге всё это приводит к принятию окончательного судьбоносного решения. В качестве примера можно назвать вступление в брак, новую карьеру, серьезную покупку, смену места жительства. Часто мы называем такое интенсивное рассмотрение «переоценкой ценностей». Когда выбор сделан, и решение принято, к человеку поступает новая информация, и цикл начинается заново.
Предлагая нам такой способ понимания нашей души, Бонавентура хочет, чтобы мы разглядели в себе прообраз — Троицу. Эти три способности души, пребывающие внутри нас в постоянном взаимодействии, являются подобием тех отношений, которые свойственны Лицам Пресвятой Троицы: Отцу, Сыну и Духу Святому. Отношения внутри Троицы являются важной составляющей частью теологии Бонавентуры. Само строение нас как человеческих особей отражает эти божественные отношения. Каждый из нас является целостным человеком с троякими функциями души, делающими нас уникальными. Троица — это три в одном. Каждый из трех взаимодействует с остальными двумя. И такие же взаимодействия происходят в нашей душе, созданной по подобию Троицы. Три способности души уникально сплетены внутри нас.
Сам способ выражения изобличает сознательное или неосознанное понимание нами взаимодействия способностей души. Если кто-то поступил глупо, мы часто говорит: «О чем ты думал?» Именно неверное мышление провоцирует глупый поступок. А если кто-то поступил мудро, мы можем сказать: «Обдуманный поступок». Мы сразу же уясняем взаимосвязь информации, памяти, представляющей информацию на рассмотрение процессу понимания, и демонстрации в действиях человека его понимания (или непонимания).
Вспомнив об обеспокоенности, которую вызывали у Бонавентуры его братья-францисканцы, о раздорах и соперничестве, имевших тогда место в Ордене, можно увидеть, как человечек начинает восхождение. Бонавентура пришел к пониманию того, что нужно быть терпимым к братьям, руководствующимся в своих действиях иной шкалой ценностей. Такие ценности хранит их память. Они получали не такую информацию, как он, по-другому усваивали ее и поступали иначе. Критика, направленная в адрес Бонавентуры его братьями, исходила от унаследованного от Отца Небесного их триединого комплекса память-интеллект-воля, действующего по подобию Пресвятой Троицы.
На личностном уровне я обнаружила, что содержимое данной главы весьма помогает мне в отношениях с другими людьми. Было бы большим соблазном ожидать, что у окружающих такая же картина мира, как у нас, такие же ценности, и что они будут поступать так же, как мы. Мне было очень полезно понять, что информация сама по себе может быть верной или неверной, что к другим людям могла вначале поступать другая информация, что специфические обстоятельства их жизни повлияли на иной характер обработки ими информации и принятие решение, и что их выбор и поведение не такие, как у меня. Я обнаружила, что стала терпимее к чужим подходам и действиям. Когда мне нужно взаимодействовать с другими людьми и находить с ними общий язык, я задаю себе несколько хороших вопросов: «Одинаковая ли у нас информация, одинаковые ли воспоминания? Верна ли информация в объективном смысле? Как каждый из нас понимает информацию и оперирует ею? Что каждый из нас может предложить, основываясь на разных точках зрения, для оптимального действия?» Поиск ответа на эти вопросы спасает меня от разочарования и бессонных ночей и помогает стать искуснее в общении с людьми. У аборигенов Америки есть пословица, гласящая, что нельзя судить о человеке, пока не прошел милю в его мокасинах.
Пользуясь современным языком, внутреннее функционирование нашей триады, состоящей из памяти, интеллект и воли, можно заменить словами «наблюдение», «суждение», «действие». Это основные орудия принятия решения. В овощном магазине моего города зеленый перец продается по пять долларов за фунт. В другом магазинчике продают по 99 центов за штуку. Вначале мне показалось, что пять долларов — это слишком дорого. Но может оказаться, что пять перцев весят как раз фунт, и что цена одинакова. Также мне надо обратить внимание на качество перца. В итоге я принимаю решение (выношу суждение), какой перец купить, и совершаю покупку (действую). Тут не идет речь о нравственности — просто наблюдение, суждение и действие. В то же время у триады таких свойств, как память (наблюдение), интеллект (суждение) и воля (действие) могут быть серьезные моральные последствия. США атаковали Ирак, основываясь на информации (наблюдениях) о наличии у него оружия массового поражения. Это имело тяжелые последствия для жизни, политики, экономики и социальной структуры. Бонавентура говорит нам, что мы можем войти в себя, то есть в саму душу, чтобы составить представление о деятельности нашей внутренней триады и о том, как на результате этой деятельности отражается наше понимание Пресвятой Троицы, по образу и подобию которой мы созданы. Между покупкой зеленого перца и вторжением в другую страну имеются большие отличия.
В данной главе Бонавентура не морализирует, не указывает нам, как следует действовать, исходя из знания об образе Божьем в нас. Эта глава не призвана судить о действиях или обсуждать, хороши они или плохи. Бонавентура просто просит нас осознать, что благодаря действию нашей памяти, интеллекта и воли каждый из нас несет в себе образ Создателя. Тут не обсуждается, каким (хорошим или плохим) будет результат такого действия. Однако мы несем определенную ответственность за содержимое своей души; у нас есть возможность в определенной степени управлять получением информации (запоминанием/наблюдением), ее обработкой (размышлением/суждением) и принятием решения (волей). В прологе Бонавентура говорит, что «зеркало внешнего мира мало что значит, пока не очищено и не отполировано наше внутренне зеркало». Но чтобы отполировать внутреннее зеркало, дабы в нас отражался образ Божий, могут потребоваться некие изменение в нашей жизни. Об этом будет сказано в следующей главе.
Тут я советую читателю медленно и медитативно прочесть третью главу «Восхождения к Богу» Бонавентуры.
Идя с образом Бога
Найдите время для наблюдения за деятельностью трояких способностей души: памяти, интеллекта и воли. Выберите какую-то из приведенных ниже тем, напишите на листе бумаги «память», а потом — объективную информацию, которую припоминаете о данной теме. Затем напишите «интеллект», а далее опишите, как Вами обрабатывается и понимается информация об этой теме и какие суждения Вы выносите. В конце напишите «воля» и изложите на бумаге, как Вы собираетесь действовать в соответствии с наличной информацией и ее осмыслением. Не обязательно относиться к этому упражнению слишком серьезно, поскольку его целью является не психоанализ, а просто рассмотрение взаимосвязи трех способностей вашей души.
Привожу простой пример: пахта.
Память. Мама говорила, что пахта мне полезна. Она сказала, что пахта мне понравится.
Интеллект. Я хочу быть здоровой. Моему отцу нравилась холодная пахта. Мне хочется быть похожей на отца. Я считаю, что выпить пахту — задание, которое следует выполнить, и что это пойдет мне на пользу.
Воля. Я каждый день выпиваю две чашки пахты. Теперь она мне нравится, и я регулярно покупаю пахту, чтобы пить ее и использовать в кулинарии.
Надеюсь, вы увидели, что информация, полученная от моей мамы, повлияла на мои рассуждения о пахте и на характер моих действий.
Некоторые из тем
Собака Капуста Наш президент Демократы Глобальное потепление Фасоль Член семьи Мать Тереза Молитва Ваш мобильник Новый телеведущий Китайская кулинария Кошки |
Католическая церковь Деньги Ваш автомобиль Республиканцы Иммигранты Вегетарианцы Лидер другой страны Четки Телевидение Компьютеры Футбол Пауки Арахисовая паста |
Или придумайте пару своих тем.
Помните, что цель всего этого — просто распознать процесс, подобно тому, как у меня в примерах с зеленым перцем, войной в Ираке и пахтой. Тут не стоит задача давать моральную оценку людям или явлениям. Сосредоточиться надо просто на самом процессе и том, как это происходит у вас.
Далее выберите человека или еще кого-то или что-то, с кем/чем вы боретесь. Проделайте с этой темой всё вышеописанное.
Избранные цитаты из третьей главы
«Мы не схватываем разумом ничего такого, что не представлено нам нашей памятью» (1).
«Память удерживает прошлое воспоминанием, настоящее — приятием, а будущее — посредством предвидения… Так что из функций памяти становится ясно, что сама душа является подобием Бога, и Его образ настолько присутствует в ней, что она схватывает Его и “способна к Его восприятию и участию в Его жизни”» (2).
«Деятельность интеллекта проявляется в понимании им слов, предложений и выводов… Так что ты можешь в себе видеть эту истину, которая учит тебя — до тех пор, пока между тобой и лучами истины не встанет подобная облакам преграда вожделений и фантасмагорий» (3).
«Способность выбирать проявляется в обдумывании, суждении и желании.
В каждом обдумывающем должно быть запечатлено представление о высшем благе.
Но выше человеческого разума нет ничего, кроме Бога, создавшего его.
Что касается желания, то оно направлено на то, что больше всего трогает нас. Человека больше всего трогает то, что он больше всего любит. А больше всего мы любим блаженство.
Человеческие желания направлены не на что иное, как на Всевышнего или на то, что ведет к Нему, или в чем Он определенным образом отражен.
Но было бы ошибкой и заблуждением принимать подобие, копию за саму Истину.
Узри, насколько душа близка к Богу и как в соответствии со своей деятельностью память ведет нас к вечности, интеллект — к истине, способность выбора — к Высшему Благу» (4).
«Если же рассматривать порядок, происхождение и взаимосвязь этих способностей, то это приведет нас к самой Пресвятой Троице… Если Бог — совершенный дух, то Богу присущи не только память, интеллект и воля; у Него должны также быть рожденное Слово и дышащая Любовь» (5).
«Поэтому если наша душа не слепа, то она, озаренная и наполненная таким сиянием, может быть приведена собой к созерцанию вечного света» (7).