Глава 4
О созерцании Бога в Его образе, преображенном дарами благодати
1. Поскольку Первоисток можно созерцать не только проходящим через нас, но и в нас, и так как второй способ созерцания выше первого, то такое созерцание представляет собой четвертую ступень. После того как было показано, сколь близок Бог нашей душе, вызывает удивление тот факт, что лишь очень немногие люди видят Первоисток в себе. Но это несложно объяснить. Ум человека отвлекают многочисленные заботы, поэтому он не входит в себя посредством памяти. Он, затуманенный иллюзиями, не входит в себя благодаря интеллекту. Его уносят прочь беспокойные желания, поэтому его не возвращает в себя желание внутренней сладости и духовной радости. Поэтому человек, полностью погруженный в мир, воспринимаемый чувствами, не может войти в себя как в подобие Бога.
2. Как упавший остается лежать, пока кто-нибудь не подойдет и не поможет ему встать [1], так и наша душа не может полностью подняться из воспринимаемого чувствами мира, дабы видеть себя и вечную Истину — если только Истина, принявшая человеческий образ во Христе, не станет лестницей, восстанавливающей ту первую лестницу, которая была сломана Адамом.
Так что насколько бы ни был человек просвещен светом врожденного и приобретенного знания, без обращения к Христу (который говорит: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет»[2]) он не может войти в себя и утешаться Господом[3]. Но к этой двери мы не можем приблизиться без веры во Христа, без надежды на Него и без любви к Нему. Поэтому если мы хотим как бы вернуться в рай и наслаждаться Истиной, то нам нужно сделать это через веру, надежду и любовь Иисуса Христа, посредника между Богом и людьми [4], подобного «древу жизни посреди рая»[5].
3. Так что наша душа как подобие [Бога] должна облачаться в три теологические добродетели, которыми мы очищаемся, озаряемся и совершенствуемся. Так подобие преображается и уподобляется небесному Иерусалиму, становясь частью сражающейся Церкви, которая, согласно апостолу, есть дочь небесного Иерусалима. Ибо сказано: «А вышний Иерусалим свободен: он матерь всем нам»[6]. Поэтому мы верим в Иисуса Христа, надеемся на Него и любим Его — воплощенное, несотворенное и вдохновленное Слово, то есть путь, истину и жизнь[7]. Пребывая в вере, веруя во Христа как в несотворенное Слово, которое является Словом Отца и Его «сиянием славы» [8], мы восстанавливаем свой духовный слух и духовное зрение: слух — чтобы мы могли слышать слова Христа, зрение — чтобы мы могли видеть сияние Его славы. Когда мы с надеждой жаждем получить вдохновленное Слово, тогда благодаря этому желанию и устремлению мы восстанавливаем свое духовное обоняние. Когда в любви мы обнимаем воплощенное Слово, получая от Него наслаждение и переходя в Него благодаря экстазу любви, тогда мы вновь обретаем духовный вкус и осязание. Восстановив свои духовные чувства, душа видит, слышит, обоняет, вкушает и обнимает своего Жениха. И тогда она может петь как невеста в Песни песней, написанной, дабы помочь в созерцании на четвертой ступени. И этого уровня никто не достигнет, «кроме того, кто получает»[9], ибо тут мы имеем дело не столько с рациональным рассмотрением, сколько с сердцем.
На этом уровне внутренние чувства восстановлены, чтобы видеть прекраснейшее, слышать самое гармоничное, обонять самое ароматное, вкушать сладчайшее, воспринимать то, что приносит высшее наслаждение. Тут душа расположена к духовному экстазу в преданности, восторге и ликовании — согласно трем восклицаниям Песни песней. Первое из них вызывается сильной преданностью, от которой душа становится словно «столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом» [10]. Второе восклицание вызывается восторгом, от которого душа, в соответствии со ступенями озарения, поднимающего ее до восторженного созерцанию Жениха, становится подобной заре, луне и солнцу. Третье восклицание вызывается переполняющим душу ликованием, от которого она наполняется сладостным наслаждением[11], полностью «опираясь на своего Возлюбленного»[12].
4. Когда это достигнуто, и наш дух приведен в соответствие с небесным Иерусалимом, дух иерархизируется, чтобы подняться вверх. Ибо, как увидел Иоанн в своем Откровении, никакой человек не войдет в этот град прежде, чем посредством благодати в душу человека низойдет этот град. А он нисходит тогда, когда наш дух иерархизируется восстановлением в нем образа Бога, теологическими добродетелями, услаждением духовных чувств и восторгом экстаза, ибо тогда он будет очищенным, озаренным и совершенным. Это происходит также в девять этапов, на которых дух в должном порядке украшается возвещением, наставлением, ведением, упорядочением, укреплением, повелением, одобрением, откровением, помазанием. И это соответствует девяти ангельским чинам. Первые три из вышеперечисленных уровней в душе человека относятся к природе, следующие три — к труду, и последние относятся к благодати.
Обретя это и входя в себя, мы входим в небесный Иерусалим, где, созерцая чины ангелов, видим в них Бога, пребывающего в них, и во всех их действиях видим Его действия. Поэтому святой Бернард пишет папе Евгению: «Бог в Серафимах любит как любовь (caritas), в Херувимах знает как истина, в Престолах восседает как справедливость, в Господствах повелевает как величие, в Начальствах правит как правящий принцип, во Властях оберегает как спасение, в Силах действует как сила, в Архангелах просвещает как свет, в Ангелах оказывает помощь как милосердие». Исходя из всего этого, созерцая Бога в своей душе (где Он живет благодаря дарам щедрейшей любви), видим, что Бог есть «всё во всем»[13].
5. На этом уровне созерцания вдохновленное Богом Священное Писание оказывает такую поддержку, какую на предыдущей ступени оказывала философия. Священное Писание сосредоточено, прежде всего, на спасении [человека]. Поэтому в нем речь идет, главным образом, о вере, надежде и любви, то есть о добродетелях, преображающих душу. И особое внимание в Писании уделяется любви. В связи с этим апостол говорит, что любовь, которая исходит «от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры», является «целью увещевания»[14]. И он же говорит, что «она исполнение закона»[15]. И наш Спаситель тоже утверждает, что весь Закон и пророки содержатся в этих двух заповедях, то есть в любви к Богу и ближнему[16]. И то, и другое воплощено в Иисусе Христе — единственном Женихе Церкви. Он для нас и Бог, и ближний; и брат, и Господь; и Царь, и друг; и несотворенное Слово, и воплощенное Слово, и наш Создатель, и Тот, кто преображает нас, ибо Он «Альфа и Омега». И Он также Верховный Иерарх, который очищает, озаряет и совершенствует Свою невесту, то есть всю Церковь и каждую святую душу.
6. Так что этому Иерарху и церковной иерархии посвящено вся Священное Писание, учащее нас, как очищаться, просвещаться и совершенствоваться в соответствии с тройным законом, переданным Писанием (то есть естественным законом, законом Священного Писания и милостью [Божьей]) или, вернее, в соответствии с тремя основными частями Писания: очищающим законом Моисея, озаряющим откровением пророков и совершенствующим учением Евангелия. И можно сказать еще, что Писание учит нас в соответствии с тройным духовным его пониманием: иносказательным очищением ради добропорядочной жизни, аллегорическим просвещением ради ясного понимания, мистическим (anagogicam) совершенствованием благодаря духовному экстазу и сладостному восприятию мудрости. Все это рассматривается в связи с тремя вышеупомянутыми теологическими добродетелями, духовно преображенными чувствами, тремя вышеупомянутыми духовными экстазами и тремя иерархическими актами души, благодаря которым мы возвращаемся внутрь себя, где можно узреть Бога в «благолепии святыни»[17], где душа словно на своем ложе спит покойно[18], тогда как жених заклинает не будить возлюбленную, доколе ей угодно[19].
7. На этих двух промежуточных ступенях (подобных двум средним крыльям серафима, распростертым для полета), по которым мы поднимаемся до созерцания Бога в нас как в зеркале сотворенного подобия, мы можем осознать, что ведомы к божественному силами самой души, которыми ее наделила природа, а также ее действиями, характеристиками и познаниями. Это становится очевидным на третьей ступени.
Также мы ведомы преображенными способностями самой души, к которым относятся дары благодати, духовные чувства и духовный экстаз. Это становится очевидным на четвертой ступени.
Еще мы ведомы к Богу иерархией действий: очищением разума, его просвещением и совершенствованием. Такова иерархия откровений Священного Писания, переданного нам ангелами. Как сказал апостол, Закон дан «через ангелов, рукою Посредника»[20].
И, наконец, мы ведомы к Богу иерархией и иерархическими чинами, которые расположены в нашей душе как в подобии небесного Иерусалима.
8. Наша душа, наполненная всем духовным светом, выступает в качестве жилища божественной мудрости и дома Бога… Душа становится храмом Святого Духа — храмом, основанным на вере, возведенном надеждой и посвященным Богу святостью души и тела. Все это происходит благодаря пречистой любви Христовой, которая «излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам»[21]. Без Святого Духа нельзя познать тайны Бога. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия»[22]. Так давайте же будем укоренены и утверждены в любви, дабы мы «могли постигнуть со всеми святыми», что такое «широта» вечности, «долгота» свободы, «высота» величия и «глубина» распознающей (iudicantis) мудрости[23]!
[1] «Шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет, и уже не встанет» (Книга пророка Исаии 24:20).
[2] «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Евангелие от Иоанна 10:9).
[3]«Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Псалом 36:4).
[4] «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (Первое послание апостола Павла к Тимофею 2:5).
[5] «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Бытие 2:9).
[6] «А вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам» (Послание Апостола Павла к Галатам
4:26).
[7] «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Евангелие от Иоанна 14:6).
[8] «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» (Послание апостола Павла к евреям 1:3).
[9] «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откровение Иоанна Богослова 2:17).
[10] «Кто эта, восходящая от пустыни как бы столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом, всякими порошками мироварника?» (Песнь песней 3:6).
[11] «Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно» (Псалом 146:1).
[12] «Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного?» (Песнь песней 8:5).
[13] «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (Первое послание апостола Павла к коринфянам 15:28).
[14] Первое послание апостола Павла к Тимофею (1:5).
[15] «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Послание апостола Павла к Римлянам 13:10).
[16] «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Евангелие от Матфея 22:37–40).
[17] «В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни» (Псалом 109:3).
[18] «Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности» (Псалом 4:9).
[19] «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями: не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно» (Песнь песней 2:7).
[20] «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника» (Послание апостола Павла к галатам 3:19).
[21] «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Послание апостола Павла к римлянам 5:5).
[22] Первое послание апостола Павла к коринфянам (2:11).
[23] «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Послание апостола Павла к ефесянам 3:18).
====================================================================================================
КОММЕНТАРИИ
Пройденный Вами курс психологии был очень интересным. Вы немало узнали, причем это действительно знания о Боге. Вы научились распознавать в человеке подобие Бога и видеть, что в человеке пребывает Троица. Но Вы всё еще не вполне уверены в истинности услышанных от Бонавентуры слов о том, что вы пребываете в Боге.
Название следующего предмета имеет, конечно, более богословское звучание: «Христология». «Может быть, мы в итоге придем к Богу», — вздыхаете Вы. Вы помните оконные витражи, украшающие церковь Вашего родного города. В приходских церквях Вы видели чудесные витражи, многие из которых изображали жизнь Иисуса или служили иллюстрацией к притчам. Всю свою жизнь вы читали фундаментальную книгу Евангелий. Что нового и необычного мы узнаем, изучая следующий предмет? По крайней мере, его название звучит по-богословски. Может быть, мы действительно сможем пребывать в Боге!
О преображении
В классическом труде Бонавентуры «Восхождение к Богу» четвертая глава является центральной. В ней идет речь о преображении. В ней сказано о благодати. Это глава, в которой Бонавентура описывает обращенное к человеку предложение Бога войти благодаря преображению в жизнь Троицы.
В предыдущей главе мы увидели структуры человеческой души такой, какой ее описали Августин и Бонавентура. В третьей главе Бонавентура описал душу как уникальное для каждого человека триединое взаимодействие памяти, интеллекта и воли. Именно функционирование этих трех способностей души делает нас подобными Богу. Однако эти способности формируются культурным, социальным и национальным контекстом нашей жизни, который по своей природе ограничен и несовершенен. Наш опыт субъективен, получение нами информации не лишено предвзятости. Оценка, даваемая нами информации, полученной из своей жизни, может быть ограниченной, односторонней, эгоистичной. На наш выбор часто влияют такие факторы, как страх, жадность, эго, зависимость, самодовольство. Все это вносит свой вклад в искажение человеческой природы, в греховность и ограниченность человека. Может быть, об этом нам рассказывает история Адама и Евы.
Мне вспоминается приятель, которой во время Второй мировой войны жил на Гавайях. Еще ребенком он пережил японскую бомбардировку американской базы Перл-Харбор. В итоге он даже сегодня не может общаться с японцами, поскольку даже спустя семьдесят лет после войны он видит в каждом японце угрозу. Этот человек предпочитает избегать общения со всем лицами японского происхождения. Он не покупает японские машины и не ест японскую пищу. Его память, интеллект и воля застыли в предвзятом осуждении: он винит всех нынешних японцев в жестокостях Второй мировой. Он считает, что японцы (и все, что с ними связно) не могут быть хорошими, и что их нужно избегать. Нам часто приходится быть свидетелями конфликтов, в которых формируются такие отношение, произносятся такие слова и совершаются такие поступки, которые антагонистичны Богу, по образу и подобию которого мы созданы. Наша природа искажена; мы не всегда являемся отражением Бога любви. Порой зеркалу нашей души, в котором отражена Троица, требуется серьезна полировка!
Я часто говорю, что до этого места «Восхождения к Богу» содержание этой книги не обязательно воспринимать как христианское. Да, Бонавентура описывает в христианских терминах, как Пресвятую Троицу, но не обязательно быть христианином, чтобы восхищаться чудесами сотворенного мира, вбирать его в себя посредством органов чувств, удерживать информацию в памяти, осмысливать ее и принимать волевое решение. Содержание глав с первой по третью относится ко всем нам, независимо от того, верим ли мы, что созданы по образу и подобию Божьему, или нет. И все мы желаем умиротворения, о котором было сказано в прологе.
В четвертой главе сцена меняется. Это центральная глава «Восхождения к Богу». Это христианская глава. Тут, в четвертой главе, Бонавентура говорит, что мы пали, что мы беспомощно лежим на земле до тех пор, пока кто-то не подойдет и не подымет нас. И помощь, полученная нами, — это три теологическе добродетели: вера, надежда, любовь. И протягивает нам руку (чтобы, несмотря на наши изъяны, поднять нас) не кто иной, как Бог в лице Иисуса Христа.
Воплощение является центральным моментом францисканской духовности. Франциск удивлялся, что Бог, создавший огромную Вселенную и крохотный цветок, с величайшим смирением вочеловечился, чтобы стать одним из нас. Миссией Иисуса на земле, Его проповедью Царствия и тем, что Он пережил худшее из того, что может бы с нами (так что мы теперь не одиноки в своих страданиях), Бог показал нам, чем могут быть вера, надежда и любовь для нашего обращения — то есть для того, чтобы мы осмотрелись вокруг и стали жить и мыслить по-новому. На самом деле милость Божья проявляется в серии возможностей (даров), в которых мы видим отклик Бога на нашу человеческую беспомощность, и благодаря которой мы можем идти к Богу с верой, надеждой и любовью.
Веру можно определить как готовность рисковать. Идти за Иисусом и придерживаться Его учения, а не противоположных взглядов, рискованно. Приняв заповеди Царствия — «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя», — я рискую. Это непростая задача, решение которой может иметь серьезные последствия! Надежду можно определить как готовность терпеливо ждать, страдая от разочарований, неудобств и страданий. Надежда подразумевает понимание того факта, что мир создан не для меня и моего комфорта. Надежда требует смирения. А любовь можно определить как готовность принять такое решение (и следовать ему), которое является благом для нас и для других: возлюбить Господа Бога всем сердцем, всею душею своею и всем разумением и возлюбить ближнего как самого себя. Быть приверженным добру нелегко. Но, как поется в записанной в 1985 году песне Билли Оушена, «когда жизнь прижимает круто, крутые жмут на газ». Этими тремя добродетелями Бог призывает нас к обращению, к тому, чтобы мы спросили: «Как это — жить с Любовью?» Преображение не свойственно трусливым. Жить по Евангельским меркам, равняться на Царствие, возвещенное Иисусом, решиться рисковать, ждать, терпеть и безо всяких условий говорить «да» — такое обращение может быть нелегким. Но всегда есть дары благодати, и всегда есть силы для ответа на призыв к обращению.
Дары, которыми Бог подталкивает каждого человека, — это полировка зеркала, о которой говорит Бонавентура. Они ведут человеческую душу от ее беспомощности и греховности к единению с Богом. Однако обратите внимание на слово «готовность» в вышеприведенных определениях. Мы можем принять дары благодати или не принять их. Выбор за нами. Мы можем принять или отвергнуть неизменный призыв к преображению. Нас никто не может заставить рисковать, заставить терпеливо ждать и заставить любить или обратиться к Богу. Быть принужденным к добродетели — значит не быть добродетельным. Действие, совершаемое под давлением, является действием из страха. Вера (готовность рисковать), надежда (готовность терпеливо ждать) и любовь (готовность к обращению) всегда подразумевают свободу. Добродетель всегда добровольна, но нередко быть добродетельным трудно, поскольку это идет в разрез с устоявшимися обычаями.
Для Бонавентуры воля человека (то есть возможность выбирать между совершением определенного действия и воздержанием от него) является величайшей после Бога силой во Вселенной. Действие людей, сбросивших 6 августа 1945 года атомную бомбу на Хиросиму, унесло 70000 жизней и сделало 1З0000 человек инвалидами. Это было решение, добровольно принятое людьми. А добровольные действия человека, заботившегося о бедных и умирающих на улицах Калькутты, вызвало резонанс во всем мире, и Мать Тереза получила Нобелевскую премию мира. В нашем духе находится самый мощный в мире инструмент — дарованная нам Богом свобода воли, воспользовавшись которой, мы можем избрать любовь, апатию или участие во зле.
Рассмотрев Евангельские повествования об учении и деяниях Иисуса, мы получаем ряд указаний и примеров, побуждающих нас к обращению. Нагорная проповедь в Евангелии от Матфея призывает жить вопреки существующему положению вещей. Притчи Иисуса сдвигают наши приоритеты и ценности. Такие Его действия, как исцеления, приятие, терпение и сострадание призывают нас относиться ко всем действиям с уважением, не считать себя выше кого-то и не стараться доминировать. То, что Иисус на Тайной вечере омыл ученикам стопы, показывает нам, что любому лидеру, дабы действительно находиться «под Богом», нужно воспринимать свое лидерство как служение. Чтобы найти Царство Божие, нам нужно лишь медитативно и молитвенно прочесть Новый Завет. Если принимать Евангелие всерьез, то все сделанное и сказанное Иисусом призывает нас к обращению, к добродетели, к тому, чтобы сделать свободный и, порой, трудный выбор.
Воистину, Иисус был инакомыслящим, и Франциск принимает Его буквально. Франциск понимает, что Евангелие призывает нас думать по-другому: думать и поступать справедливо, думать о бедных и отверженных, думать в терминах Царства Божьего, а не с позиций материализма и эгоизма. Евангелие призывает нас рисковать: любить врагов своих, делиться тем, что у нас есть, прощать тем, кто нас обижает, исцелять, а не причинять боль, не судить и быть терпеливыми. Евангелие призывает нас действовать, руководствуясь любовью. Евангелие призывает нас обратиться, то есть полностью измениться, начать жить по-другому. Если мы действительно хотим быть христианами, если мы хотим обрести покой, если мы откликаемся на призыв к обращению, то нам нужно читать об описанных в Новом Завете деяниях Иисуса и о Его учении, изучать его, медитировать на него и молиться. Для Франциска Евангелие было единственной книгой, необходимой монаху.
В жизни святого Франциска есть сильный пример обращения. В памяти Франциска находилась информация о том, что в городе Ассизи прокаженные были отбросами общества. Они болели, гнили заживо, воняли и были заразными. Интеллект Франциска осмыслил эту информацию и вынес суждение о нежелательности пребывания среди больных проказой. Поэтому посредством воли он решил всячески избегать их. Однажды, встретив на дороге прокаженного, Франциск откликнулся на милость Бога, предоставившего ему возможность обратиться. Зная, что грязь и зловоние гниющей плоти прокаженного понесут страдание, Франциск рискнул обнять больного. В своем «Завещании» Франциск описал это событие как свое обращение и сказал «Горькое стало сладостным». Ощутив эту сладостность, Франциск посвятил всю свою жизнь заботе о прокаженных — несмотря на опасность заразиться и неудобство пребывания среди них. Круг был разорван. И если бы мой гавайский друг рискнул дружелюбно пообщаться с выходцами из Японии, то обнаружил бы, что у него с ними общего больше, чем того, что их разделяет. Конечно, ему пришлось бы выйти за пределы своего комфортного мирка, но это именно то, к чему нас подталкивает милость Божья!
Полируя зеркало верой, надеждой и любовью, дарованными нам Богом, приняв евангельские ценности, переданные нам Иисусом (нашим Богом, жившим среди нас), мы сможем разорвать порочный и ущербный круг своей жизни. Приняв приглашение рискнуть, терпеливо страдать, зная, что наши личные интересы не должны стоять на первом месте, решив быть приверженными своему и всеобщему благу, мы осознаем свое восхождение к Богу и становление в полных любви отношениях Пресвятой Троицы.
Тут я советую читателю медленно и медитативно прочесть четвертую главу «Восхождения к Богу» Бонавентуры.
Решиться
Решившись принять послание Царства Небесного, возвещенное нам в Новом Завете Иисусом Христом, мы можем избавиться от своей ущербности и греховности. Найдите время для того, чтобы прочесть евангельские повествования Нового Завета.
Ниже приведено пару историй. Проанализируйте каждую, перечислив персонажи и информацию, которая у них имелась или была ими получена, и то, как они ее осмыслили и как решили действовать на основании этой информации. (Хотя в рассказах присутствует Иисус, перед Ним не стояла задача обратиться, так что Его Вы можете исключить из своего анализа.) В конце спросите себя: «Где в повествовании идет речь об обращении? Изменилось ли что-то для кого-то? Чем было вызвано изменение?» Как вы воспринимаете данное повествование?
Закхей
«Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Евангелие от Луки, 19:1–10).
Персонаж |
Информация |
Обработка информации |
Действие |
|
|
|
|
Имело ли место обращение? У кого? Какой ценой?
Исцеление расслабленного
«Через [несколько] дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли [кровлю] дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали» (Евангелие от Марка 2:1–12).
Персонаж |
Информация |
Обработка информации |
Действие |
|
|
|
|
Исцеление Вартимея
«Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося [милостыни]. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге» (Евангелие от Марка 10:46–52).
Персонаж |
Информация |
Обработка информации |
Действие |
|
|
|
|
Избранные цитаты из четвертой главы
«После того как было показано, сколь близок Бог нашей душе, вызывает удивление тот факт, что лишь очень немногие люди видят Первоисток в себе… Человек, полностью погруженный в мир, воспринимаемый чувствами, не может войти в себя как в подобие Бога» (1).
«Как упавший остается лежать, пока кто-нибудь не подойдет и не поможет ему встать, так и наша душа не может полностью подняться из воспринимаемого чувствами мира, дабы видеть себя и вечную Истину — если только Истина, принявшая человеческий образ во Христе, не станет лестницей, восстанавливающей ту первую лестницу, которая была сломана Адамом. К этой двери мы не можем приблизиться без веры во Христа, без надежды на Него и без любви к Нему» (2).
«Наша душа как подобие [Бога] должна облачаться в три теологические добродетели, которыми мы очищаемся, озаряемся и совершенствуемся… Тут мы имеем дело не столько с рациональным рассмотрением, сколько с сердцем» (3).
«В Священном Писании речь идет, главным образом, о вере, надежде и любви, то есть о добродетелях, преображающих душу. И особое внимание в Писании уделяется любви… И наш Спаситель тоже утверждает, что весь Закон и пророки содержатся в этих двух заповедях, то есть в любви к Богу и ближнему. И то, и другое воплощено в Иисусе Христе — единственном Женихе Церкви. Он для нас и Бог, и ближний; и брат, и Господь; и Царь, и друг; и несотворенное Слово, и воплощенное Слово, и наш Создатель, и Тот, кто преображает нас, ибо Он “Альфа и Омега”» (5).
«Мы можем осознать, что ведомы к божественному силами самой души, которыми ее наделила природа, а также ее действиями, характеристиками и познаниями. Это становится очевидным на третьей ступени» (7).
«Наша душа, наполненная всем духовным светом, выступает в качестве жилища божественной мудрости и дома Бога. Она становится дочерью, невестой и другом Бога; она становится сопричастной Христу, стоящему во главе; становится сестрой и сонаследницей Христа. Душа становится храмом Святого Духа — храмом, основанным на вере, возведенном надеждой и посвященным Богу святостью души и тела… Так давайте же будем укоренены и утверждены в любви, дабы мы “могли постигнуть со всеми святыми”, что такое “широта” вечности, “долгота” свободы, “высота” величия и “глубина” распознающей мудрости!» (8).