Глава 5

 

О созерцании божественного единства в изначальном имени Сущий

 

1. Созерцать Бога нам можно не только в себе или вне себя, но и над собой. Вне себя мы созерцаем Бога через Его следы, в себе мы созерцаем Его в подобии, а над собой — как свет, озаряющий наш разум[1]. Это свет вечной Истины, поскольку «сам наш разум создан непосредственно самой Истиной»[2].

 

Овладевшие первым способом созерцания вошли во двор перед скинией.

 

Преуспевшие во втором способе вошли в святилище.

 

А те, кто придерживается третьего способа созерцания, входят вместе с Первосвященником в Святая святых, где херувимы славы осеняют ковчег Завета [3]. Херувимы указывают нам, что есть два способа, или две ступени созерцания невидимых и вечных качеств Бога. Их них первый относится к сущности Бога, а второй — к личным качествам [ипостасей].

 

2. Первый способ главным образом и прежде всего сосредоточивает наше внимание на самом бытии, говоря, что Сущий — это первое имя Бога[4]. Второй способ сосредоточивает наше внимание на Благе, утверждая, что это первое имя Бога. Первый способ в большей степени обращен к Ветхому Завету, который преимущественно говорит о единстве божественной сущности. Поэтому Моисею было сказано: «Я есмь Сущий»[5]. А второй способ обращен к Новому Завету, который, крестя «во имя Отца и Сына и Святого Духа»[6], определяет множественность ипостасей. Поэтому наш учитель Иисус Христос, желая юноше, соблюдавшему Закону, подняться до евангельского совершенства, принципиально называет Бога именно благим: «Никто не благ, как только один Бог» [7]. Иоанн Дамаскин вслед за Моисеем тоже говорит, что «Сущий» — первое имя Бога, а Дионисий вслед за Христом также говорит, что первое имя Бога «Благо»[8].

 

3. Поэтому всякий, желающий созерцать невидимые качества Бога, относящиеся к единству сущности, смотрит главным образом и прежде всего на само бытие и видит, что оно настолько несомненно, что нельзя подумать о нем как о небытии — ибо чистейшее бытие имеет место лишь при полном отсутствии небытия, подобно тому, как «ничто» имеет место лишь при полном отсутствии бытия[9]. Так что как в абсолютном «ничто» нет никакого бытия или атрибутов бытия, так и в самом бытии совершенно нет (ни актуально, ни потенциально, ни в реальности, ни в нашем понимании) небытия. Но поскольку небытие лишено существования, то оно входит в интеллект лишь через бытие. Бытие же не входит в интеллект через что-то, отличное от бытия, поскольку все известное известно или как реально сущее, или как потенциально сущее, или как не-сущее. Так что если не-сущее нельзя узнать иначе, чем через сущее, а потенциально сущее — через реально сущее, и если бытием называется чистая актуальность сущего, следовательно, бытие есть то первое, которое попадает в интеллект, и это бытие является чистым актом. Но это не частное бытие, которое ограничено из-за смеси с потенциальностью. И это не бытие по подобию, у которого мало актуальности из-за малости его существования. Так что не остается ничего другого, как признать, что это божественное Бытие.

 

4. Удивляет, насколько слеп интеллект, не видящий то, что виднее всего, и без чего он ничего бы не знал. Но как глаз, сосредоточенный на восприятии разных цветов, не видит света, позволяющего все это видеть (а если и видит, то не замечает), так и око нашего разума, сосредоточенное на конкретных или универсальных категориях бытия, не уделяет внимания тому бытию, которое вне всяких родов, и которое первым приходит в ум, позволяя познавать все остальное. Так что, поистине, «как свет [не воспринимается] глазом летучей мыши, так самое очевидное [не воспринимается] оком нашего разума» [10]. Когда разум, привыкший к мраку вещей и образов, воспринимаемых чувствами, смотрит на свет высшего бытия, тогда разуму кажется, что он ничего не видит. Он не понимает, что сам этот мрак является для нашего разума высшим светочем. Это подобно тому, как при ярком свете телесным глазам кажется, что они ничего не видят.

 

5. Так что, если можешь, думай о чистейшем Бытии — и ты увидишь, что о нем нельзя думать как о полученном от чего-то другого. Поэтому о нем думают как о первом во всех смыслах, ибо оно не появилось ни из ничего, ни из другого бытия. Ведь что еще может существовать само по себе, если не чистое бытие, существующее собой и из себя? Также ты поймешь, что в этом чистом Бытии совершенно нет небытия, и поэтому оно вечное, не имеющее ни начала, ни конца. Также оно предстанет пред тобой как не имеющее ничего, кроме бытия. Поэтому оно не составное, а наипростейшее. И оно откроется тебе как не имеющее никакой потенциальности, потому что где есть что-то потенциальное, там имеется некоторое небытие. Так что данное бытие в высшей степени актуализированное. Оно будет не имеющим недостатков, и поэтому — совершеннейшим. И, в конце концов, оно откроется как не имеющее никакого разделения, и поэтому в высшей степени единое.

Итак, это чистейшее, простейшее и абсолютнейшее Бытие является первичным, простейшим, актуальнейшим, совершеннейшим и единственнейшим бытием.

 

6. Это настоль несомненно, что никто из понимающих, что такое бытие само по себе, не может подумать о противоположном. И каждый из этих атрибутов с необходимостью подразумевает наличие других. Ведь если это бытие простое, то оно первое в простейшем смысле. А если оно просто первое, то оно не создано чем-то другим или самим собой. Поэтому оно вечное. Далее: если оно первое и вечное, то оно не состоит из других. Так что оно простейшее. И поскольку оно первое, вечное и простейшее, то к его актуальности не примешана никакая потенциальность. Так что оно самое актуальное. А раз это бытие первое, вечное, простейшее и самое актуальное, то оно и самое совершенное. У такого бытия нет ни в чем недостатка, и к нему ничто не может быть добавлено. И в виду своей первичности, вечности, простейшести, полной актуальности, высшего совершенства это бытие в высшей степени единое. Ведь что бы ни говорили обо всех видах сверхразнообразия, сказанное относится ко всем вещам. «Но то, что просто сверхразнообразное, не может быть чем-то иным, чем единое бытие»[11]. Так что если слово Бог говорит о первом, вечном, простейшем, самом актуальном, совершеннейшем бытии, то никак нельзя думать о Боге как о небытии или не считать Его исключительно единым. Поэтому: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть»[12]. И если ты видишь это в чистой простоте ума, то тебя озарит сияние вечного света.

 

7. Но тут у тебя есть нечто, что поднимет тебя до духовного восхищения. Ибо бытие само по себе есть первое и последнее, вечное и самое нынешнее, простейшее и величайшее, актуальнейшее и самое неизменное, совершеннейшее и безмерное, в высшей степени единое и при этом самое разнообразное. Если ты изумляешься этому в чистоте ума, то тебя озарит еще больший свет, и ты увидишь, что он последний именно потому, что первый. Ибо поскольку это бытие первое, то оно само все создает. Так что оно должно быть высшей целью, началом и итогом, альфой и омегой. Ввиду вечности оно самое нынешнее. Будучи вечным, оно не происходит от другого, и не перестает существовать, и не переходит из одного состояния в другое. Поэтому у него нет ни прошлого, ни будущего; оно может быть лишь сейчас. Оно величайшее, так как простейшее. Как простейшее в своей сущности оно величайшее в силе, ибо чем более едина сила, тем она ближе к бесконечности. А так как это бытие самое актуальное, то оно в высшей степени неизменное. И, будучи самым актуальным, оно есть чистый акт. То, что является чистым актом, не приобретает ничего нового и не теряет того, что у него есть. Поэтому оно не может изменяться. Как самое совершенное оно беспредельно. И так как оно самое совершенное, то нельзя представить себе вне него что-то, что было бы лучше, благороднее и достойнее его. Таким образом, ничто не превосходит его, а таковое беспредельно. И, наконец, ввиду своего высшего единства оно разнообразнейшее. То, что есть высшее единство, является всеобъемлющим принципом всего многообразия. Поэтому оно является универсальной причиной появления, существования и завершения всего, ибо оно есть «причина существования, принцип понимания и правило жизни». Так что оно всеразнообразнейшее (omnimodum), но не в том смысле, что оно едино с сущностью всех вещей, а как превосходнейшая, универсальнейшая и достаточнейшая (sufficientissima) причина всех сущностей. Ввиду высшего единства сущности этого бытия его сила в высшей степени бесконечна и многогранна в своем действии.

 

8. Давайте, оглянувшись на пройденный путь, скажем, что самое чистое абсолютное бытие, будучи простым бытием, есть первое и последнее. Поэтому оно есть начало и итоговое завершение всего. Будучи вечным и самым нынешним, оно объемлет все, длящее во времени, и проникает в него, одновременно находясь в его центре и на окружности. Так как это бытие простейшее и величайшее, то оно внутри всех вещей и вне всех вещей, и поэтому оно является «умозрительной сферой, центр которой везде, а окружность — нигде»[13]. Будучи актуальнейшим и неизменнейшим, оно, «оставаясь неподвижным, движет всем»[14]. Как самое совершенное и беспредельное оно внутри всего, но не содержится в нем, и вне всего, но не исключено из него. Оно над всем, но не оторвано от него, и под всем, но не ниже его. Будучи в высшей степени единым и самым разнообразным, оно есть «всё во всем»[15] — хотя все вещи крайне многочисленны, а оно лишь одно. И поскольку это бытие является простейшим единством, несомненнейшей истиной и самым подлинным благом, то в нем вся сила, все образцы и все связи. Так что «всё от Него, Им и к Нему»[16], ибо Бог всемогущ, всеведущ и всеблаг. И видеть Его в совершенстве — благословение; как было сказано Моисею: «Я покажу тебе все благо»[17].



[1] «Многие говорят: “кто покажет нам благо?” Яви нам свет лица Твоего, Господи!» (Псалом 4:7).

[2] Августин Блаженный. Вопросы о Троице и бытии (51:2).

[3] «И были херувимы с распростертыми вверх крыльями и покрывали крыльями своими крышку, а лицами своими были [обращены] друг к другу; к крышке [были] лица херувимов» (Исход 37:9).

[4] «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исход 3:14).

[5] Исход (3:14).

[6] «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Евангелие от Матфея 28:19).

[7] Евангелие от Матфея (19:17).

[8] Иоанн Дамаскин. Православная вера (1: 9).

 Дионисий. Божественные Имена (3:1, 4:1).

[9] Ср. «У не-сущего нет бытия, у сущего нет небытия. Таков вывод провидцев, рассмотревших обе категории» (Бхагавадгита 2:16).

[10] Аристотель. Метафизика, 1.

[11] Аристотель. Топика.

[12] Второзаконие (6:4).

[13] Алан Лилльский. Правило богословия.

[14] Боэций. Утешение философией.

[15] Первое послание апостола Павла к коринфянам(15:28).

[16] Послание апостола Павла к римлянам (11:36).

[17] «И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу Мою» (Исход 33:19).

 

 

=============================================================================================

 

Курс Христологии был замечательным. Ударение на том, что Бог воплотился как человек Иисус и добровольно прошел через ту борьбу, которую приходится вести и нам, действительно наполнило глубоким смыслом евангельские повествования, знакомые Вам с детства. А потом Вы с сокурсниками горячо дискутировали о таких добродетелях, как вера, надежда, любовь! Сам тот факт, что вы находитесь в этом большом университете, далеко от дома, свидетельствует о Вашей вере, поскольку вы решились рискнуть. Бонавентура призвал Вас быть терпеливым учащимся. Это урок надежды: Вы надеетесь, что достигнете своей цели и обретете, с помощью изучаемой Вами теологии, покой. Чтобы день за днем ходить на лекции, читать учебники, переходить с курса на курс требуется решительность. Да, все начинает обретать смысл.

Однако название следующих изучаемых тем выглядят более абстрактно. Вам сказали, что в этом учебном году ударение будет делаться на метафизике, в частности, — на онтологии. То есть речь пойдет о бытии. Это слегка отпугивает. Но раз уж Вы столько проучились, то, глубоко вздохнув, Вы вступаете в очередной учебный год, надеясь обрести то умиротворение, к которому стремитесь.

 

В бытии Бога

 

Если в нашем обществе за кем-то закрепляется прозвище, то оно, как правило, имеет негативную, уничижительную коннотацию. Но когда мы прибавляем к имени человека некое прилагательное, тогда мы пытаемся сказать что-то о характере человека, о его личности. Характеристика может быть положительной или отрицательной, например: «моя мама добрая», «мой сосед благородный». «Доброта» и «благородство» — слова, описывающие положительные свойства этих людей, являющиеся, вероятно, их врожденными качествами. Так же и с отрицательными характеристиками. Если сказать: «Этот человек всегда раздражен», то понятно, что такого человека отличает неудовлетворенность жизнью. В пятой главе «Восхождения к Богу» Бонавентура старается описать Бога, используя в качестве Его имени слово Сущий.

Мы, люди, принимаем свое существование как данность. Мы, конечно же, есть. Мы существуем. Мы утром спускаем ноги на пол, смотрим в зеркало, и у нас не возникает никаких вопросов относительно нашего несуществования. Потом, если Вы подобны мне, то Вы беретесь за кофе и далее по списку. Мы гораздо более сосредоточены на том, что нам делать и кем быть, чем на факте своего бытия. У маленьких детей часто спрашивают: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» То есть имеется в виду: «Что бы будешь делать с собой?» В молодости мы отождествляем смысл и цель своего существования с перечнем тех дел, которые должны совершать. Мы быстро учимся отождествлять себя с тем, что мы делаем, и редко у кого находится время, чтобы выяснить, кто же мы есть. Но при этом то, что мы делаем, является частью того, кем мы являемся! «В бытии совершенно нет небытия», — говорит Бонавентура. Бог есть Бытие, и все существующее уже прямо сейчас существует в Боге. У Бога нет «ни прошлого, ни будущего»; Он «может быть лишь сейчас». Как глубоко! Мы часто представляем Бога в образе существа, действующего подобно нам. Мы ожидаем от Бога (почти просим Его), что Он будет воспринимать нас так, как мы воспринимаем себя. Мы часто меряем себя аршином социальных мерок и полагаем, что Бог так же будет судить о нас. Если в обществе нами довольны, то нам кажется, что и Бог будет доволен нами.

 

В представлении многих Бог ведет счет нашим поступкам. Некоторые даже могут сказать, что у Бога есть книжечка, в которую он ежедневно записывает все, сделанное нами. Однако тот факт, что мы прямо сейчас, в данный момент пребываем в Боге (то есть что мы сейчас существуем) свидетельствует о том, что любящий Бог решил наделить нас существованием. Мы не заслужили Божьей любви. Если есть мгновение, то в нем пребывает Бог. Если мы существуем, значит мы существуем в бытии Бога. Мы не осуждены; мы желанны!

Помню, как мой сын в школе проходил алгебру. Однажды он то ли не понял условия задач в контрольной, то ли не смог их решить, в результате чего получил лишь 20% от возможных баллов. Учительница поставила ему оценку «неудовлетворительно», но дала возможность заново изучить материал и переписать контрольную. На второй раз он получил все возможные 100%. Учительница поздравила его, но выставила в качестве результата среднее арифметическое: 60%. Опять получилось «неудовлетворительно». Похоже, что моему сыну не удалось победить. Но, как говорит Бонавентура, к счастью для нас Бог не ведет себя так. Если Бог всегда пребывает в настоящем, то Он, в отличие от математички, не будет обращать наше прошлое против нас. Он любит нас такими, какие мы есть сейчас. В мире Бога 100% баллов моего сына дали бы ему в новом «сейчас» оценку по алгебре «отлично». Куда более позитивный итог!

 

Все существующее существует благодаря Богу. Если есть мгновение, то в нем присутствует Бог. И если кто-то существует, то он существует в Боге. Однажды я стала свидетельницей того, как некий молодой человек оспаривал это утверждение. Он говорил мне, что любящий Бог не может допускать существования убийц и насильников. Ничуть не потворствуя асоциальному поведению, должна все же отметить, что даже убийцы и насильники существуют благодаря Богу — они не могли бы существовать без Него. Может быть, Бог верит, что они способны избрать в своей жизни другой путь, который будет в большей степени наполнен любовью. Чтобы увидеть последствия обращения, можно вспомнить жизнь, хотя бы, апостола Павла (бывшего террориста), Франциска Ассизского (который в юности вел разгульную жизнь) и многих других святых. Описывая Бога как сферу, «центр которой везде, а окружность — нигде», Бонавентура цитирует Алана Лилльского. Вы находитесь в центре Бога, и там пребывают те, кто вокруг вас, и все люди в мире. Суффийский наставник Хафиз сказал: «Играя в салочки, Бог целует тебя и говорит: “Это ты! Я действительно имею в виду, что это ты!”» Бог ничто и никого не отвергает. Никто не находится на краю окружности Бога.

 

Как-то меня спросили: «Каким образом я могу узнать, что Бог во мне?» Что мы делаем с тем, что нам не нужно? Выбрасываем, отдаем это, избавляемся от него. Но Вы существуете; Вы желанны для Совершенного Существа, благодаря которому всё существует. Вы не отброшены. Вы существуете, Бог в Вас!

Как средневековый профессор, пользующийся логикой, Бонавентура доводит размышления об имени Бога Сущий до их логического завершения. Если Бог является Совершенным Бытием, то Он должен быть… И Бонавентура вручает нам плоды своей логики.

 

Как совершенное бытие Бог первый и вечный. Если Вы когда-то пробовали построить свое генеалогическое дерево, то заметили, что оно может уходить все дальше и дальше в прошлое. Это подобно поиску клада: искать родителей этого человека, а потом — родителей родителей, и так поколение за поколением. Изучая свою родословную, легко увидеть, что существует дата, раньше которой такого-то человека не было. Когда моя дочь посетила фамильный особняк нашей семьи в Англии, она заметила, что не появилась бы на свет, если бы «кто-то не целовался под этими большими деревьями». Если бы когда-то Совершенное Существо не существовало, то оно должно было бы как-то появиться. Так что Бог первый, вечный и простой.

 

У Совершенного Существа не может быть недостатка ни в чем. Я в какой-то степени умею играть на фортепьяно. Я ходила на уроки, мне нравится играть, и когда я занимаюсь, получается неплохо. В принципе, я могла бы играть более сложные вещи, чем те, которые есть в моем репертуаре, но я их не исполняю. Их нет в моем репертуаре. Так что в моей игре на фортепьяно присутствует элемент небытия, хотя потенциально существует возможность его устранить — если я буду заниматься больше и улучшу свои навыки. Но в Боге нет такой потенциальности. Бог полон, вполне актуален и совершенен. Ему не нужно заниматься, чтобы обрести какое-то умение. У Него нет ни в чем недостатка.

 

Совершенное Существо в высшей степени едино[1]. Если бы имелось два совершенных существа, то они чем-то отличались бы друг от друга, а это означало бы, что в одном есть нечто такое, чего нет в другом. Если посмотреть на братьев и сестер, то мы увидим, что они очень похожи, но они могут быть очень разными. Даже двойняшки отличаются друг на друга. У каждого есть что-то такое, чего нет у другого. Но в Боге есть всё. Бог является Совершенным Существом — не больше и не меньше. Наш Бог един.

 

В единстве Бога содержится вся красота. Во второй главе Бонавентура описал красоту как равновесие, пропорциональность. В Боге нет дисгармонии — лишь совершенное равновесие. Бог есть истина. В природе Бога нет лжи и обмана. Бог благ, Он не может желать зла или делать злое — это противоречило бы Его природе. Простое рассмотрение бытия Бога и Его качеств должно сделать нас очень смиренными. И если мы существуем благодаря такому Богу, то это говорит нам о том, что мы очень желанны для Него, очень зависимы от Него и должны быть очень благодарными Ему. И мы должны подражать Богу, по чьему образу и подобию созданы. Мы были созданы для единства, чтобы жить в красоте, быть правдивыми, давать и получать благое. В центре жизни находимся не мы, а Совершенное Существо, возвестившее у Исаии (49:16): «Вот, Я начертал тебя на дланях [Моих]». Мы ничего не сделали, чтобы заслужить это начертание. Мы просто есть. Мы удивляемся своему существованию, потому что оно пребывает в Божественном Бытии.

 

Совершив трансатлантический, трансконтинентальный перелет, немного поспав, я сидела за завтраком во Францисканском центре в Скоттсдейле и пыталась сосредоточиться на гренках. Подошла ясноглазая веселая женщина и села напротив меня. Она представилась и попыталась завязать разговор: «Чем вы занимаетесь?» Я немного помешкала, потом медленно повернула к ней лицо и сказала:

— Я живу.
— Как интересно! — ответила она.

Не думаю, что в тот день я попала в ее перечень «вежливых людей». Но даже в свои самые коматозные моменты мы все равно пребываем в Божественном Существе и являемся очень желанными для Бога, который любит нас. Даже не делая ничего другого, мы живем! И мы живем в Боге.

 

Зачем живут неизлечимо больные старики или умственно неполноценные дети? Почему должны умирать прикованные к постели больные или те, кто страдает болезнью Альцгеймера? Для чего существуют бездомные? Какой от них толк? Задаваться такими вопросами — не нашего ума дело. Они живут. Они живут в Боге. Как Бонавентура сказал нашему средневековому студенту, они пребывают в Боге. В них пребывает Бог, наделяющих их существованием. А нам что делать? Застыть в восхищении!

 

Тут я советую читателю медленно и внимательно прочесть пятую главу «Восхождения к Богу» Бонавентуры. Медитируйте на бытие Бога и на свое бытие — на собственное драгоценное существование.

 

 

Перейти к полноте бытия

 

Иисус говорит нам, что мы призваны быть такими совершенными, «как совершен Отец ваш Небесный» (Евангелие от Матфея 5:48). Замечательно, но как нам достичь этого? Джозеф Райшль и Андре Чирино в своей книге «Сорок дней восхождения к Богу с Бонавентурой» представили часть содержания данной главы в виде очень удобной таблицы. С их разрешения я привожу ее тут:

 

Бог есть

В своей падшести мы можем избрать

Бытие

Небытие

Единство

Разделение

Божественность

Зло

Истина

Ложь

Красота

Уродство

 

Чтобы обрести полноту своего существования и покой, стать отражением нашего Создателя, нам следует перейти из негативной в позитивную часть таблицы. Так что я прошу Вас обратить внимание на каждую строку в правом столбце, хорошо зная, что мы никогда не сможем достичь совершенства левой колонки. Это свойства Бога. Рассмотрев любой пункт в правом столбце, Вы можете отметить, что он связан со всеми остальными. Избавляясь от хаоса в своей жизни, Вы увидите, что приближаетесь не только к целостности, но и к красоте и истине. Мы целостные существа.

 

Запишите на бумаге ответы на вопросы:

Где в моей жизни имеет место небытие? Как я игнорирую свой потенциал, не становлюсь тем, кем могу быть, отказываюсь от личного развития?

Где в своей жизни я встречаюсь с разделением? Нет ли хаоса в моей физической, эмоциональной и социальной жизни? Что в моей жизни и в моем окружении вне моего контроля? Что руководит мною?

Где я вижу в себе зло? Нахожусь ли я со своими желаниями в центре своей жизни? Как я оказался во власти энергии жадности? Что для меня важнее всего?

Как я обманываюсь и обманываю других? Что ложного в моей жизни? С каким посланием я могу обратиться к себе и к другим? От чего я на данный момент убегаю?

 

Чем ты занимаешься? Я существую!

 

Осмыслив содержание пятой главы, я стала гораздо острее сознавать свое существование и существование вещей и людей, окружающих меня. Кое-кто называет это «наблюдением за людьми». А я решила посвятить один из замечательных летних дней наблюдению за жизнью. Усевшись в удобное кресло у себя в дворике, я решила, что проведу день, наблюдая, как растет трава. Никакой музыки, чтения, вязания. (Воздержаться от последнего — труднее всего!) Я просто сидела и наблюдала. Я наблюдала за облаками, птицами, деревьями, травой, пчелами, людьми, гулявшими в лесу. Я весь день просто сидела и наблюдала. Я даже наблюдала за тем, как наблюдала. Я просто была — вот все, чем я занималась. Когда солнце начало садиться, мой день закончился, и я вошла внутрь. Вероятно, это один из самых ярких дней моей жизни.

 

Приглашаю Вас просто быть. Прочтите нижеприведенные слова из сорок пятого псалма. Обдумайте стих и позвольте словам проникнуть в вас. Посидите с ними столько, сколько вам хочется.

 

ОСТАНОВИТЕСЬ

И ПОЗНАЙТЕ,

ЧТО Я ЕСТЬ

БОГ

 

Теперь прочтите стих еще раз. Закройте пальцем или листом бумаги последнюю строку и перечитайте стих. Продолжайте закрывать нижние строки, пока не останется лишь одна верхняя. Не спешите. Медленно обдумываете слова.

 

Осталось лишь одно слово. Это все, что вам нужно сделать. Остановитесь и просто существуйте. И пребывайте в бытии Бога.

 

В заключение напишите на бумаге благодарность Богу за то, что Вы существуете.

 

 

Избранные цитаты из пятой главы

 

«Созерцать Бога нам можно не только в себе или вне себя, но и над собой… свет, озаряющий наш разум» (1).

 

«Сущий — это первое имя Бога… Поэтому Моисею было сказано: “Я есмь Сущий”» (2).

 

«Бытие настолько несомненно, что нельзя подумать о нем как о небытии… Поскольку небытие лишено существования, то оно входит в интеллект лишь через бытие… Все известное известно или как реально сущее, или как потенциально сущее, или как не-сущее» (3).

 

«Удивляет, насколько слеп интеллект, не видящий то, что виднее всего, и без чего он ничего бы не знал» (4).

 

«Думай о чистейшем Бытии — и ты увидишь, что о нем нельзя думать как о полученном от чего-то другого… Ты поймешь, что в этом чистом Бытии совершенно нет небытия, и поэтому оно вечное, не имеющее ни начала, ни конца… И оно откроется тебе как не имеющее никакой потенциальности, потому что где есть что-то потенциальное, там имеется некоторое небытие» (5).

 

«Если слово Бог говорит о первом, вечном, простейшем, самом актуальном, совершеннейшем бытии, то никак нельзя думать о Боге как о небытии или не считать Его исключительно единым» (6).

 

«Поскольку это бытие первое, то оно само все создает. Так что оно должно быть высшей целью, началом и итогом, альфой и омегой… Поэтому у него нет ни прошлого, ни будущего; оно может быть лишь сейчас… Так как оно самое совершенное, то нельзя представить себе вне него что-то, что было бы лучше, благороднее и достойнее его» (7).

 

«Оно есть начало и итоговое завершение всего… Оно объемлет все, длящее во времени, и проникает в него, одновременно находясь в его центре и на окружности… Оно является “умозрительной сферой, центр которой везде, а окружность — нигде”… Как самое совершенное и беспредельное оно внутри всего, но не содержится в нем, и вне всего, но не исключено из него. Оно над всем, но не оторвано от него, и под всем, но не ниже его… Оно есть “всё во всем”… “Всё от Него, Им и к Нему”, ибо Бог всемогущ, всеведущ и всеблаг» (8).

 



[1] «Вначале все это было Сущим, одним, без второго» (Чхандогья-упанишада 6:2:1).